Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) — французский танец, получивший распространение с нач. 17 в. Название «ригодон», согласно версии Ж. Ж. Руссо, происходит от имени его предполагаемого создателя Риго (Rigaud).
Ж. Б. Люлли. Ригодон из героической пасторали «Ацис и Галатея»
Подобно мн. танцам 17 в. Р. — видоизменение старинного нар. танца, в данном случае — популярного южно-французского (Прованс, Дофине, Лангедок), относящегося к жанру хороводов. Р. — двудольный танец (муз. размер 2/2, alla breve), состоящий из 3–4 повторяющихся разделов с неравным количеством тактов.
С кон. 17 в. приобрел известность как торжеств. придворный танец, а также вошел в качестве одной из частей в инстр. танц. сюиту (Георг Муффат, Готлиб Муффат, Ф. Фишер). Одноврем. Р. — номер в балетах и балетных дивертисментах опер франц композиторов (Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ф. А. Филидор и др.).
Т. Л. Ляхова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Ригодон (франц. rigaudon, rigodon) — народный танец, популярный на Ю.-В. Франции. Произошёл от бранля. Осн. движения — влево, поочерёдная смена пар, подпрыгивание на одной ноге с выносом свободной ноги вперёд, вращение под руку с девушкой и т. д. Рисунок танца — круг (хоровод), линии. Характер живой, весёлый, темпераментный. Сопровождается игрой на скрипке, пением танцующих, часто исполнители отбивают такт деревянными башмаками. Муз. размер 2/4.
С кон. 17 в. приобрёл известность как торжеств. придворный танец. Комн. Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ф. А. Филидор вводили Р. в танц. сцены опер и в балеты. В отд. районах Франции его исполняют и ныне на праздниках.
И. С. Ивлиева
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.