Опера-семисериа (итал. opera semiseria, букв. — полусерьёзная опера) — жанровая разновидность оперы, занимающая промежуточное положение между оперой-сериа и оперой-буффа. Термин «семисериа», в отличие от «сериа» или «буффа», не строгий, а скорее вспомогательный (связан с операми 18 — 1-й трети 19 вв.). Последоват. развития О.-с. как вида не наблюдается. Черты же её (проникновение комич. элемента в серьёзную оперу и наоборот) проступали уже в оперном иск-ве 17 в. (римская, венецианская, неаполитанская школы), но термина «семисериа» ещё не существовало, т. к. не было и термина «сериа». К О.-с. относятся нек-рые оперы А. Скарлатти; с наибольшим основанием признаки её можно усматривать в творчестве Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, В. Мартин-и-Солера и др. композиторов 2-й пол. 18 в. Возникали и произв. исключит. значения, резко возвышавшиеся над средним уровнем О.-с: «Дон Жуан» Моцарта (1787; композитор обозначил жанр как «весёлая драма»- dramma giocosa), «Сорока-воровка» Россини (1817). В 19 в. этот термин постепенно исчезает из обихода, хотя традиции О.-с. ощутимы в операх веристов: Р. Леонкавалло, П. Масканьи, Дж. Пуччини.
Литература: Материалы и документы по истории музыки, т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, М., 1934; Kretzschamar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. — Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).
Т. Н. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.