Один из самых популярных героев древнегреческих мифов, Орфей не был богом, хотя отец его — речной бог Эагр, а мать — одна из девяти муз Аполлона Каллиопа. Орфей же был простым певцом из Фракии. Его считали также изобретателем музыки и стихосложения. Поэтому во многих вариантах легенды он назван сыном Аполлона — покровителя искусств и прежде всего высокой музыки.
Музыка Орфея обладала сказочной силой. Ей покорялись растения и дикие животные, камни и подземные чудовища, богини и служители Аида — царства мертвых. Вот почему на протяжении веков, да и в наши дни имя Орфея стало символом музыканта-победителя, искусство которого обладает могучим облагораживающим воздействием.
Жизнь Орфея, рассказанная в мифах, была трагичной, как трагичной почему-то оказывается жизнь многих гениев. Он дважды терял свою жену Эвридику. Первый раз — когда она погибла от укуса змеи; второй — когда Орфей почти спас ее из царства теней, но не сумел выдержать запрет (не оглядываться на идущую за ним тень Эвридики), и она вернулась к мертвым, на этот раз по его вине, что было еще мучительнее. Вскоре Орфей погибает и сам. Не предав ни любовь к Эвридике, ни себя и свой гений, он пал от рук менад (веселых спутниц бога вина Диониса) за то, что не согласился принять участие в их оргиях и после смерти жены избегал других женщин. По другой версии причиной смерти певца был гнев Диониса за то, что Орфей выбрал служение не ему, а Аполлону.
Сейчас, говоря об Орфее, акцентируют обычно безграничную силу его искусства. Но этот же мотив есть и в мифах об Аполлоне. Думается, что Орфея любили не только за это. Среди мифологических героев, наделенных нередко и жестокостью, и противоречивостью, и мстительностью, Орфей выделяется своей удивительной душевной чистотой и верностью своим идеалам. Он принял смерть, но не поступился своими убеждениями. Не случайно Орфей, уже только как поэт, считался основателем нового для Древней Греции (в которой господствовала языческая религия) религиозного учения — орфизма. Орфическая религия считает человека вместилищем двух сущностей: высокой — божественной и низменной — титанической (титаны в древнегреческой мифологии — божества, властители земли, враждовавшие с богами-олимпийцами за господство над миром и ввергнутые ими в Тартар). Восприняв многое от египетских и индо-иранских религиозных представлений, орфизм в свою очередь предвосхитил многое и в христианстве: учение о загробной жизни; веру в вознаграждение праведников вечным блаженством; взгляд на жизнь человека как на подготовку к потусторонней жизни и т. д. Может быть, именно поэтому ранние христиане, отрицавшие языческих богов, поклонялись Орфею. Пожертвовав жизнью во имя своих убеждений, Орфей приобрел бессмертие, доступное прежде только богам. А разве не эта же идея лежит в основе поклонения Иисусу Христу? Ранние христиане видели в Орфее также миротворца. Как видите, современный лозунг «Красота спасет мир!» имеет весьма давние корни.
Миф об Орфее стал своеобразным манифестом для музыкантов. На этот сюжет были написаны десятки опер, в том числе и самые первые. Наиболее известные из них «Орфей» К. Монтеверди (1607) и «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (1706).
М. Г. Рыцарева