Scottish Ballet
Известная британская труппа, позиционирующая себя как Шотландская национальная танцевальная компания. У ее истоков стоял легендарный хореограф Питер Даррелл (1929-1987). Он, с одной стороны, занимался популяризацией классического танца в Британии, с другой, хотел представить в балете современные темы и показать влияние других видов театрального искусства на балет.
В 1956 году он встретил единомышленницу, Элизабет Уэст, преподававшую в Old Vic School в Бристоле. Вместе они основали Western Theatre Ballet, открывшийся в 1957 году постановкой Даррелла «Пленники». В 1969 компания переехала в Глазго и была переименована в Scottish Theatre Ballet, а позже в Scottish Ballet.
Постановки Даррелла всегда составляли основу репертуара компании. Среди наиболее значимых его работ: оперы-балеты «Сказки Гофмана» (1972), «Золушка» (1979), «Мария — королева Шотландии» (1976), авторские версии «Лебединого озера» и «Жизели».
В 1991 году руководство театром взяла на себя наша соотечественница Галина Самсова (род. 1937). При Самсовой театр приезжал в Москву на гастроли (в Кремлёвский дворец съездов), в которых приняла участие легендарная ленинградская балерина Галина Мезенцева, танцевавшая в тот момент в этой компании.
В Шотландии есть еще одна танцевальная компания, которая называется Танцевальная труппа Шотландии. Компании не являются соперниками, между ними установлены братские отношения. Шотландский балет, субсидируемый правительством, регулярно помогает второй компании.
Шотландский балет не имеет собственного здания, но обладает оснащенной репетиционной базой и располагает полноценным оркестром.
Вся продукция театра готовится там, а потом начинаются выступления в Глазго на съемных площадках (по такому же принципу работает Английский национальный балет, хотя и не имеет столь оснащенной базы в Лондоне) и гастроли по стране и миру в сопровождении оркестра.
Любопытно, что Шотландская национальная опера не имеет никакого отношения к балету, но пользуется аналогичными привилегиями (прежде всего, субсидиями правительства).
Большую часть времени Шотландский балет исторически проводил в поездках по стране, но на ближайшие годы запланированы большие гастроли в Китай, США и Италию. Недавно компания вернулась из важных гастролей в Гонконге.
Сегодняшний руководитель компании Кристофер Хэмпсон (руководит с 2012) считает, что труппа должна иметь свое лицо, не быть похожей на другие британские театры. Прилагательное «шотландский», присутствующее в названии, не означает, что репертуар должен крутиться вокруг национальной идентификации и сугубо шотландских тем. Скорее прилагательное «шотландский» должно указывать на качество, уникальность и своеобразие компании и ее продукции. Поэтому он не спешит обзаводиться очередными версиями классических спектаклей вроде «Лебединого озера» или «Корсара», впрочем, для их демонстрации труппе не хватит артистов.
Классика в чистом виде тут не приветствуется, балетная история начинается сразу с неоклассики: Баланчин и его последовали, к числу которых можно отнести и самого Хэмпсона. Похожая ситуация с модерном — есть установка на новые работы, но реставрация забытых шедевров хореографии XX века — это обязательная программа.
На фото: сцены из балета Мэтью Боурна «Шотландский перепляс», автор — Andy Ross