Ballet de Bellas Artes
1) Мексиканская труппа, субсидировавшаяся Национальным институтом изящных искусств (ИНБА). Ведёт начало с 1947, когда в Академии мексиканского танца была организована труппа Официальный балет современного танца, использовавшая в постановках танец модерн. В марте 1956 коллектив отделился от Академии, но остался под эгидой ИНБА и получил название Балет изящных искусств (директор М. Вальдин, педагоги М. Каннингем, А. Соколова). С августа 1956 он представлял собой конгломерат трёх трупп: Национальный балет (рук. Г. Браво), Современный балет (рук. Р. Рейна) и Мексиканский балет (позднее Народный балет, рук. Г. Арриага). В первом сезоне были показаны спектакли предыдущих лет: «Баллада об олене и луне» Хименеса Мабарака (1949, балетм. А. Мерила), «Обет» Галиндо (1951, балетм. Р. Рейна), «Чуэко» Берналя Хименеса (1951, балетм. Г. Кейс), «Невидимый» Лонгареса (1952, балетм. Э. Нориега), «Сапата» Монкайо (1953, балетм. Г. Арриага), «Хуан Калавера» Ревуэльтаса (1956, балетм. Х. Лавалье) и др. В 1958 конгломерат распался.
В 1959 Мерида, будучи директором отдела танца, создала Мексиканский балет ИНБА, призванный объединить усилия лучших мексиканских хореографов и танцовщиков для формирования школы мексиканского балетного искусства. Руководителем труппы сначала был О. Флорес Санчес, с 1960 — Мерида. В этом же году труппа стала называться Официальный балет изящных искусств. Для преподавания техники современного танца были приглашены М. Энтони и Соколова, и в 1961 — хореограф Х. Лимон.
В репертуар коллектива вошли спектакли ведущих балетмейстеров Мексики: Мериды — «Комплекс Электры» Г. Нориеги (1960), «Плакальщица» Хименеса Мабарака (1961), «Треугольник тишины» на муз. Бартока (1962); Рейны — «Мимолётности» на муз. Прокофьева — Адомяна (1960), «Предзнаменования» Чавеса (1962); Х. Лавалье — «Интерлюдия» на муз. Бриттена (1960), «Доклад... одной академии» Берга, «Танец пяти слов» Касмана (1962); Э. Нориеги — «Мексиканские игрушки» Веласкеса (1960); Г. Кейс — «Моя няня» Берналя Хименеса (1960); К. Гаоны — «Души» Ревуэльтаса (1960); Д. Сакмари — «Глиняный человек» Кабиати (1960), «Фантазия» Адомяна (1962); Р. Ортеги — «Внутри города» на муз. Кодая, «Барочные вариации» Габриелли — Рибайаса (оба — 1962); Р. Флорес Канело — «Свадьба Петрушки» Элисондо (1960), а также амер. хореографов: Соколовой — «Орфей» на муз. Глюка (1960), «Опус 1960» Масеро, «Музыкальное представление» на муз. Баха, «В честь Идальго» Элисондо (оба — 1961); «Мечты» на муз. Веберна; Лимона — «Короткая месса» на муз. Кодая.
Однако, несмотря на успешную деятельность, труппа была распущена в 1963, т. к. руководство Департамента танца ИНБА считало, что школу национального балета нельзя создать без овладения техникой классического танца.
2) Балет театра изящных искусств Мексики. Создан в 1963 как официальная труппа, субсидируемая ИНБА, под названием Классический балет Мексики. Работала на основе классической школы балетного искусства. На протяжении 60-х — 1-й полавины 70-х гг. коллектив несколько раз реорганизовывался, менял руководителей (среди них — Э. Мартинес, В. Морено, М. Солан, голл. хореографы И. Сандерс, Ф. Сегура). С 1977 получил современное название (выступает также под названием Национальная труппа танца Мексики).
В репертуаре 60-х гг. преобладали балеты классического наследия («Тщетная предосторожность», «Жизель», «Лебединое озеро», отрывки из «Раймонды», «Щелкунчика» и др.), в 70-х гг. — неоклассика (спектакли Г. Контрерас, М. Солана, работы И. Сандерса).
В 1975 положение труппы стабилизировалось после заключения соглашения с Республикой Куба о сотрудничестве в области балетного искусства. За основу была принята программа кубинской школы балета, которая строится на классической технике с привнесением в неё национальных элементов и элементов стиля танца модерн. Так заново начала формироваться мексиканская школа современного балета. В коллективе выступают кубинские артисты: Х. Мендес, Л. Карреньо, К. Карранко, Х. Л. Саморано, Р. Бустабад и др., ставят кубин. хореографы: М. Мартинес, Х. Банегас, Х. Лефебр.
Репертуар составляют постановки других трупп, перенесённые кубинскими хореографами: «Тщетная предосторожность», «Лебединое озеро» (2-й акт), «Коппелия», «Сильфиды»; «Этюды и прелюды» на муз. Вила Лобоса (балетм. Пти), «Ночь майя» Ревуэльтаса (балетм. Лефебр).
Среди ведущих артистов: танцовщицы — Л. Урдапильета, С. Бенавидес, М. Пименталь, Ф. Ариаса; танцовщики — Дж. Виатт и др.
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981