Ballet Nacional de Cuba
Первая профессиональная кубинская балетная труппа. Организована в 1948 под названием Балет Алисии Алонсо (с 1955 — Балет Кубы; с 1959 — современное название). Основатели — Алисия (прима-балерина), Фернандо (генеральный директор) и Альберто (худ. рук.) Алонсо. С 70-х гг. общее руководство осуществляет Алисия Алонсо.
В репертуар труппы входили: «Жизель» (1948), «Коппелия» (1948), «Тщетная предосторожность» (1952), «Лебединое озеро» (1954, впервые целиком поставлен на американском континенте, в ред. М. Скипинг); постановки М. М. Фокина — «Сильфиды» (1948), «Петрушка» (1948), «Видение розы» (1949), «Умирающий лебедь» (1949); Дж. Баланчина — «Аполлон Мусагет» (1948); Альберто Алонсо — «Ромео и Джульетта» (1956), а также постановки на музыку кубинских композиторов — «Негритянский праздник» Рольдана (1951), «Кубинские эстампы» Лекуоны (1953), «Сон-горо косонго» Герреро (1953) и др. В труппе были главным образом солисты, приглашённые из других стран: И. Юшкевич, Р. Фернандес, Ч. Диксон (США), В. Альварес (Уругвай), К. Перейра и М. Грэхем (Аргентина) и др.
Новый этап в работе труппы начался после Революции 1959. Балет стал государственным, ему было предоставлено постоянное помещение. В середине 60-х гг. ведущее положение в коллективе занимали М. Пла, Х. Мендес, Л. Араухо, А. Бош, М. Мартинес, Р. Родригес (Аргентина) и советский танцовщик А. М. Плисецкий (работал в 1963-73).
В конце 60-х и в 70-е гг. выдвинулись и успешно выступали — Марта и Мирта Гарсия, М. Э. Льоренте, О. Гонсалес, К. Мартинес, Р. Суарес, Х. Эскивель, Л. Карреньо, А. Уильямс Дииго, Ф. Сальгадо, Ф. Хонес, П. Море и др. Над созданием отечественного репертуара работают балетмейстеры А. Мендес, И. Тенорио, Х. Лефебр, Г. Эррера, а также Х. Парес (Пуэрто-Рико), П. Бунстер (Чили).
Наряду с классикой («Спящая красавица», 1974, балетм. Алисия Алонсо) и хореографическими произведениями современного зарубежного балетного театра («Веберн. Опус No 5», балетм. М. Бежар, «На заре человечества» на муз. П. Крестона, балетм. Б. Макдо-нальд, «Этюды и прелюды» Вила Лобоса, балетм. Р. Пти, «Кровавая свадьба» де Диего, балетм. А. Гадес, 1978) всё большее место занимают оригинальные балеты, созданные на Кубе. Идут интенсивные поиски собственного выразительного языка, основой которого остаётся классическая школа, обогащенная фольклором, достижениями танца модерн и поисками современного авангарда.
Среди постановок: вариации на классич. темы — «Первый концерт» на муз. Прокофьева (1971, балетм. Плисецкий), «Па-де-труа» на муз. Маури (1976, балетм. А. Мендес), «Пери» (1976, балетм. А. Мендес); на фольклорные темы — «Глухие» Бланко (1967, балетм. Альберто Алонсо, на тексты Г. Гильена и О. Уртадо), «Река и лес» Герреро (1973, балетм. А. Мендес), «Куклы» Эгю (1978, балетм. А. Мендес); эксперименты в стиле авангарда — «Бах х 11 = 4 х А» на муз. «Мессы си минор» Баха (1970, балетм. Х. Парес); «Спряжение» (1970, муз. коллаж И. Гальвеса, посв. памяти Че Гевары), «Диоген в бочке» (1971, муз. коллаж Гальвеса, посв. проблемам совр. молодёжи), «Вьетнам: урок» Брауэра (1973) — все балетм. Альберто Алонсо; «Царь Эдип» (1970, муз. коллаж), «Саломея» на муз. Р. Штрауса (1975), «Йагрума» Фариньяса (1975, балет посв. освободит. борьбе на Кубе) — все балетм. Х. Лефебр; «Ритмы» Рольдана (1973, балетм. И. Тенорио) — первая попытка создать произведение, соединяющее технику танца модерн с кубинскими ритмами; «Генезис» Ноно (балетм. Алисия Алонсо).
На синтезе классики, современного авангарда и фольклора созданы спектакли: «Кармен-сюита» (1967, балетм. Альберто Алонсо), «Сесилия Вальдес» на муз. Роига (1975, балетм. Г. Эррера), «Дом Бернарды Альбы» Барросы (1975, балетм. Тенорио), «Редкая птица» на муз. Генделя — Марчелло (1978, балетм. А. Мендес). Труппа часто гастролирует за рубежом (в СССР — 1960-61, 1964-1965, 1969, 1972, 1979).
В 1950 для подготовки кадров при коллективе создана балетная школа (рук. Ф. Алонсо; с 1962 — одно из отделений национальной школы искусств «Кубанакан»).
Энциклопедия «Балет» под ред. Ю. Н. Григоровича, 1981