Achim Freyer
Художник, сценограф, режиссер — живая легенда немецкого искусства, уникальная фигура европейской культурной жизни.
Уникальность Ахима Фрайера — в синтетичности его таланта и творческих устремлений, охватывающих живопись, искусство художника по костюмам, по декорациям и, наконец, режиссуру. Причем, исходная точка в этом синтезе — живопись.
Первое профессиональное образование Фрайер получил в Школе прикладной графики. В дальнейшем его живописные работы выставлялись во многих галереях и художественных выставках Германии.
Интерес Ахима Фрайера к сценическому искусству изначально строился на понимании сценографии как визуального выражения содержания, идеи спектакля. Это сближало его с эстетикой Бертольда Брехта, у которого Фрайер учился в немецкой Академии искусств и с которым работал в последние годы жизни выдающегося поэта и драматурга. «Без живописи не было бы театрального режиссера Фрайера» — не устает повторять сам художник и по сей день.
Как режиссер и художник по костюмам и декорациям Ахим Фрайер осуществил ряд постановок в драматических театрах: в Штутгарте, в Венском Бургтеатре, в Берлинер ансамбле и др. В начале 90-х он создал свою театральную труппу «Freyer Ensemble» (драматические актеры, певица, танцоры, акробаты, музыканты), с которой успешно прокладывает новые пути в театральном искусстве.
Смелые эксперименты Ахима Фрайера — мастера Театра Художника — стали главным событием Международного смотра визуальной культуры современной сцены (Пражской Квадриеннале, 1999), где он был удостоен Золотой медали. Также его спектакли были отмечены премиями Итальянской критики (1994) и премией Международного театрального института (ITI) в 1999 г. А хим Фрайер снял несколько художественных фильмов, среди которых «MET AMOR PHOSEN», премьера которого состоялась на международном кинофестивале в Берлине (1994). Фрайер считает, что до сих пор живопись играет недостаточно важную роль в кинематографе. В музыкальный театр Ахим Фрайер пришел в конце 60-х, приняв участие в постановке «Севильского цирюльника» Дж.Россини, осуществленной в Германии вместе с Рут Бергхаус — также последовательницей Брехта. Затем была работа в оперных театрах Гамбурга, Мюнхена, Амстердама, Штутгарта, Парижа, Брюсселя, Вены, Венеции. В сотрудничестве с известным режиссером Г.Ноегебауэром Ахим Фрайер участвовал в постановках опер Дебюсси, Хиндемита, Шенберга, а также осуществил собственные постановки оперной классики: «Ифигения в Тавриде», «Орфей и Эвридика», «Альцеста» Глюка, «Вольный стрелок» Вебера, «Турандот» Бузони и др. Среди наиболее известных музыкальных спектаклей Ахима Фрайера следует назвать сценическую версию Мессы симинор Баха в Шветцинге (1996), «Дон Жуан» Моцарта в Венеции (1996), роскошную «цирковую» «Волшебную флейту» Моцарта в Зальцбурге (1997), сценические версии «Волшебной флейты» в обработке Александра Землинского для фортепиано в четыре руки (2005) и композиции Мортона Фельдмана «О Сэмюэле Беккете» на Венецианской биеннале (2005).
Важным аспектом творчества для Ахима Фрайера является работа с современными композиторами, такими как Маурисио Кагель, Филипп Гласс, Эрхард Гросс-копф, Райнер Бредемайер, Дитер Шнебель, Элвин Кёррэн и Гельмут Лахманн.
Сотрудничество с Московским театром Новая Опера — первый опыт работы знаменитого постановщика в России. «Волшебная флейта» в год 250-летия со дня рождения Моцарта — еще одна, пятая по счету, оригинальная версия мэтра европейского театра бессмертного шедевра мировой культуры, созданная специально для Новой Оперы.
Ахим Фрайер всегда в поиске, всегда сугубо индивидуален: «Я воспринимаю театр как акт творчества, не связанный ни с модой, ни со временем».