Трувер

Категории словаря

Трувер (франц. trouvere, от trouver — находить, придумывать, сочинять тропы) — поэт-певец Северной Франции кон. 12–13 вв. Лирическая поэзия труверов первоначально распространилась в Восточной и Северной Франции (графства Шампань, Фландрия, герцогство Брабант), затем на лежащей к северу от Луары территории языка ойль (langue d’oil), в т. ч. в графстве Анжу и герцогстве Нормандия.

Творчество труверов сложилось под влиянием поэзии трубадуров (тематика, стиль, система жанров, культ куртуазной любви, поэтич. мастерство) при дворах феодальной знати и получило значит. развитие в гор. культуре (гл. обр. в Дуэ, Туре, Лилле). Одной из самых известных и многочисленных была школа Т. Арраса (графство Фландрия), основу к-рой составляли представители нового буржуазного сословия: ремесленники, простые горожане, выходцы из жонглёров. Среди наиболее знаменитых Т. (ныне известно 260) — Адам-де ла Аль, Блондель де Нель, Шатлен де Куси, Кретьен де Труа, Конон де Бетюн, Гас Брюле, Готье де Даржи, Готье де Куэнси, Колен Мюзе, Тибо Шампанский, Мария Французская, Готье д’Эпиналь, Одфруа де Батар, Гильбер де Берневиль, Гильом де Винье.

Сохранилось ок. 2 тыс. песен Т. (поэтич. тексты). Наибольшее распространение в творчестве Т. получили жанры пастурель, тенсона, обад (утренняя песня; то же, что прованс. альба), сирвента, виреле, шансон. К сер. 13 в. гор. лирика заметно потеснила рыцарскую лирич. поэзию; получили развитие новеллы, повести, романы и разл. драм. жанры. Распространение гор. лирики значительно расширило диапазон творчества Т. — большое место заняло подражание стилю и форме нар. танц. песен (рондо, баллада, эстампида), развивались муз. формы, берущие начало от церковных песнопений (лэ, мотеты, декорты), полифонические формы.

В сравнении сЗ поэзией трубадуров, более демократич. поэзия Т. отличается близостью к нар. творчеству (проще метрика, рифменная структура и мелодика песен, менее выражена автономия текста от музыки), однако она более рассудочна и уступает поэзии трубадуров в непосредственности выражения чувств. Поэзия Т. оказала заметное влияние на поэзию Франции 14 в., прежде всего на школу Гильома де Машо (см. Машо Г.), на объединения поэтов-горожан, т. н. пьюи (puys). Прозаич. и драм. жанры, получившие широкое развитие в творчестве Т., сыграли важную роль в будущем европ. лит-ры и т-ра.

Публикации: Пурищев Б. И., Шор Р. О., Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков, М., 1953, с. 203–18; Шишмарев В., Книга для чтения по истории французского языка. IX — XV вв., М.-Л., 1955, с. 112- 168; Maillard J., Сhailley J., Anthologie de chants de trouveres, P., 1967.

Литература: История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; Coussemaker E. de, Histoire de l’harmonie au moyen вge, P., 1852; Tiersot J., Histoire de la chanson populaire en France, P., 1889 (рус. пер. — История народной песни во Франции, М., 1975); Aubry P., La philologie musicale des trouveres, Toulouse, 1898; его же, La rythmique musicale des troubadours et des trouveres, P., 1907; Huet G., Les chansons de Gace Brыle, P., 1902; Guesnon A., Nouvelles recherches biographiques sur les trouveres artesiens. Le moyen вge, P., 1902; Le chansonnier de l’Arsenal, P., 1909; Daix P., Naissance de la poesie franзaise, t. 1–3, P., 1958–62; Frappier J., La poesie lyrique en France aux XII et XIII siecles, P., 1960. См. также лит. при статьях Трубадур, Адам-де ла Аль, Тибо Шампанский и др.

А. Т. Тевосян
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Флажолеты Термины и понятия
Пермь музыкальная Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Кубинская музыка Национальные культуры
Праздники Церковная музыка
Кеманча (кяманча) Национальные культуры
Диссонанс Теория музыки
Стихира Церковная музыка
Советский балет Балет и танец
Содержание в музыке Термины и понятия
Группетто Теория музыки
Коломыйка Национальные культуры
Дагестанская музыка Национальные культуры

Реклама