Вокальная музыка — музыка, предназначенная для пения. К вокальной музыке относятся как произведения для одного, нескольких или множества голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры a cappella), так и любые музыкальные сочинения для пения с инструментальным сопровождением — различные жанры камерной вокальной музыки (романс, песня, вокальные ансамбли с сопровождением фортепиано или нескольких инструментов), а также хоры с инструментальным сопровождением (фортепиано, орган, оркестр и др.) и, наконец, опера.
Во всех произведениях вокальной музыки голосу принадлежит главенствующая роль; исключая немногие разновидности вокальной музыки, например вокализ, они тесно связаны со словом, поэтическим текстом и должны рассматриваться как синтетические, музыкально-поэтические произведения.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Нет ничего прекраснее человеческого голоса. Говорят, что каждый инструмент хорош настолько, насколько он приближается к голосу. А голос — это инструмент музыканта-вокалиста.
Большинство из нас, не задумываясь, назовет Федора Ивановича Шаляпина как эталон певца. Но далеко не каждый знает, что дело не только в его замечательном голосе, но и в выдающемся артистизме, который воздействует на нас даже с дисков старинных пластинок.
Голос, конечно, главный предмет заботы вокалиста. Для того, чтобы этот инструмент служил долго, был выносливым, — требуется основательная тренировка, постановка голоса (бывает, впрочем, природная), ведь человеческий голос — инструмент тончайший и хрупкий. Тренировка заключается во владении дыханием, мыщцами горла, рта и лица.
Но для музыканта, как известно, инструмент — это еще не все. Душа, музыкальность, интеллект — словом, личность — вот важнейшее условие для рождения настоящего певца. Но и актерские данные необходимы. Иначе, кто же поверит тому образу, который заключен в исполняемом произведении? Голос человека, его тембр, тон, вибрация говорят о человеке гораздо больше, чем он подчас хотел бы. И как бы ни был от природы красив тембр, как бы ни была высока вокальная техника, — слава и популярность певца обеспечивается только комплексом, сочетанием профессиональных и человеческих качеств. Это счастливое сочетание характерно для выдающихся певиц XIX века Дж. Гризи и А. Патти, для певьцов XX века И. С. Козловского и Н. А. Обуховой, М. Кабалье и Д. Фишера-Дискау.
Владение вокалом, обеспечивающее чистое и выразительное пение, дает возможность с наибольшей точностью донести до слушателя замысел автора и доставить ему подлинное наслаждение. Существуют десятки методик обучения пению. Это тонкое и кропотливое искусство, первенство в котором уже на протяжении трех — четырех столетий удерживают итальянские мастера. Под влиянием итальянской школы сложились и другие национальные школы, в том числе и русская. Однако манеру пения обычно определяет репертуар. Так, Владимир Атлантов, например, поет русскую музыку в русской манере, а итальянскую — в итальянской, которой он владеет в совершенстве.
Вокальная музыка самая древняя и вечная. Она неотделима от текста, от слов. Ее образный диапазон — от древнейших обрядовых заклинаний до философских откровений. Колыбельные песни и литургии, любовная лирика и гимны, опера и джаз, оратория и рок, старинный романс и песня протеста — все это вокальная музыка.
Любое соединение певческих голосов представляет собой вокальный ансамбль. Строго говоря, даже хор. В музыкальной практике сложились как типичные небольшие вокальные ансамбли: дуэты, трио, квартеты, октеты. Эти ансамбли бывают смешанные, а бывают однородные: женские или мужские. Надо добавить, что вокально-ансамблевое музицирование имеет свойство доставлять людям особое удовольствие. В эпоху Ренессанса это было одним из любимейших занятий, да и позже, в XVIII и XIX веках, домашнее и салонное музицирование, как правило, включало в себя и ансамблевое пение. Много поют народные любители и умельцы пения. Городские жители сейчас, к сожалению, поют совсем мало, все больше слушают. Петь, слушая свой голос вместе с остальными, подстраиваться, вместе переживать музыку — одно из самых радостных занятий. Если вы никогда не пробовали, попробуйте, не пожалеете!
Не менее распространены в жизни и вокально-инструментальные ансамбли. Предполагаю, однако, что у вас это словосочетание ассоциируется с ВИА, подразумевающим поющих гитаристов, исполняющих эстрадную, поп- и рок-музыку. Вовсе не отрицая этой великой реальности, замечу, однако, что само понятие вокально-инструментального ансамбля неизмеримо шире и древней, чем наши ВИА, и означает всякое камерное пение с сопровождением инструментов.
Что же касается хоровой музыки, которая тоже относится к вокальной, то о ней мы поговорим отдельно, поскольку это явление особое.
М. Г. Рыцарева