Николай Петрович Раков (1908—1990) — русский советский композитор, дирижёр, пианист, педагог. Народный артист СССР (1989). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Николай Петрович Раков… Статья об этом композиторе не была включена в Большую Советскую энциклопедию (хотя он имел почетные звания народного артиста и заслуженного деятеля искусств РСФСР), его упрекали в недостаточной оригинальности, но с такой характеристикой не были согласны прежде всего музыканты, которые любили его произведения. Например, известный скрипач и альтист Эдуард Давидович Грач утверждал, что музыка Ракова «в хорошем смысле традиционна, но никогда не бывает старомодной», а другой знаменитый скрипач – Виктор Александрович Пикайзен – сравнивал творения композитора с произведениями Константина Георгиевича Паустовского, усматривая в них ту же душевную теплоту и искренность чувств.
Жизненный путь Ракова не изобиловал драматическими событиями. Родина композитора – Калуга, он появился на свет в состоятельной купеческой семье. В начале ХХ столетия такое происхождение могло сыграть роковую роль в судьбе, но этого не произошло благодаря позиции отца: после Октябрьской революции богатый купец отдал всё свое состояние городу и устроился на работу в качестве продавца. Обучаться музыке Николай начал в семилетнем возрасте, но по прошествии двух лет его увлекла скрипка. Обучение было столь успешным, что в двенадцать лет он уже мог исполнять весьма сложные произведения и даже играл в городском оркестре наравне со взрослыми музыкантами.
В школьные годы он принимал участие в этнографических экспедициях Марии Евгеньевны Шереметевой, возглавлявшей в Калуге Общество истории и древностей. В деревнях Калужской губернии юный музыкант записывал народные песни, а также мелодии, исполняемые на рожках и жалейках. Влияние этого опыта на последующее творчество композитора трудно переоценить: «Я всегда стремился, чтобы темы моих сочинений были близки народным», – утверждал Николай Петрович, и эту идею он всегда успешно реализовывал даже в тех произведениях, в которых нет фольклорных цитат (хотя и народные мелодии он использовал – например, в его «Русской увертюре» звучит мотив величальной песни «Цвели, цвели цветики»). Связь с фольклорной традицией проявлялась и в выборе инструментального состава (миниатюры для квартета духовых, множество произведений для оркестра русских народных инструментов).
В 1922 г. Раков отправился в Москву, чтобы учиться в консерватории, но из-за проблем с жильем ему пришлось вернуться в родной город. Лишь по прошествии двух лет он снова отправился в столицу, где стал студентом Музыкального техникума, а четыре года спустя – консерватории, куда он был принят сразу на третий курс. Его наставником был Рейнгольд Морицевич Глиэр. Композиторская индивидуальность Ракова проявилась уже в ранних фортепианных сочинениях, некоторые из них – Два этюда, «Танец» – сразу же были изданы. Дипломной работой его стала «Марийская сюита», созданная в 1931 г.
Завершив обучение в консерватории, Раков остался в этом учебном заведении в качестве преподавателя. Педагогической деятельностью он занимался в течении последующих пятидесяти восьми лет.
Десятилетие, последовавшее за окончанием консерватории, было насыщенным. Композитор создал оркестровую «Танцевальную сюиту», фортепианные циклы («Марийские пьесы», «Новеллетты» и другие), первые скрипичные произведения – «Скерцино» и «Импровизацию». Важным итогом этого десятилетия явилось создание Первой симфонии, завершенной в 1940 г.
В годы Великой Отечественной войны композитор написал ряд произведений, отразивших суровый дух времени – «Марш летчиков», «Героический марш», но даже в этих сочинениях проявлялась лирическая направленность его творчества. Она в полной мере проявляла себя в камерно-инструментальных миниатюрах, которые он не переставал создавать в то суровое время: «Поэма», «Романс», «Серенада» – эти и другие сочинения для скрипки, для виолончели привлекали внимание красотой мелодий и непосредственностью чувств, они сразу становились репертуарными. Не меньшую известность приобрел его Скрипичный концерт, созданный в 1944 г. и два года спустя удостоенный Сталинской премии. Тогда же – в 1940-х гг. – Раков впервые обратился к камерно-вокальному жанру, создав ряд романсов на стихи русских поэтов.
В послевоенные годы композитор впервые обратился к новым для себя противоположным друг другу областям музыки: с одной стороны – к жанру сонаты, написав Сонату для скрипки, а затем – для гобоя, для кларнета; с другой – к эстрадной музыке. Важной частью творчества Ракова стала музыка для детей – он создал педагогический репертуар практически для всех инструментов, игре на которых обучают в музыкальных школах. Не менее важной стороной его творчества была дирижерская деятельность, начавшаяся в 1949 г. Критики отмечали строгость, простоту и ясность его интерпретаций, и в то же время – богатство нюансов. Выступал Раков и в качестве пианиста, будучи исполнителем своих сочинений.
Николай Петрович Раков ушел из жизни в 1990 г. Имя композитора носит Детская музыкальная школа № 1 в Калуге, а также одна из московских музыкальных школ.
Сочинения:
для орк. — 3 симфонии (1940; Молодёжная, 1957; для струн. орк. — Маленькая, 1962), симфониетта (для струн. орк., 1958), сюиты Марийская (1931), Танцевальная (1934), Концертная (1949), Балетная (1950), Лирические напевы (1951), Летним днём (для струн. орк., 1969), Русская увертюра (1947) вальсы Концертный (1946), Праздничный (1973), Задумчивый (1973), Героический марш (1942); концерты с орк. — 2 для фп. и струн. орк. (оба — 1969), 2 для скр. (1944, 1963); концертино для скр. и струн. орк. (1960), концертная фантазия для кларнета с орк. (1968); соч. для духовых, эстр. орк. и орк. нар. инструментов; для фп., в т.ч. 2 сонаты (в классич. стиле, 1959; 1973); 15 сонатин (1950-76), 10 пьес на нар. темы (1969), 20 конц. этюдов (1929-74), новелетты (1937), Акварели (1946), вариации (h-moll, 1949; F-dur, 1969), Триптих (1970); для скр. и фп., в т.ч. 2 сонаты (1951, 1974), 2 сонатины (1964, 1965), Триптих (1968); соч. для влч. и фп., дух. инструментов и фп., для баяна; домры и фп.; хоры, романсы, вок. дуэты и др.