Nederlands Dans Theater
Нидерландская балетная труппа. Организована в 1959 в Гааге группой артистов во главе с Б. Харкарви, вышедших из состава Нидерландского балета. С 1960 Харкарви возглавлял труппу совместно с Х. ван Маненом, с 1969 — ван Манен, Г. Тетли, Я. Флиер, К. Бирни (порознь и совместно), с 1976 — И. Килиан и Х. Книлль.
Труппа ставит целью, обращаясь к американскому танцу модерн, разрушить границы между этим направлением и классическим балетом. Её артисты освоили обе танцевальные школы. В репертуаре произведения хореографов, экспериментирующих в области сочетания танца модерн и классического: ван Манена — «Вальсы благородные и сентиментальные» Равеля, «Септет-экстра» на муз. Сен-Санса, «Большая фуга» на муз. Бетховена, «Три пьесы» на муз. Бачевич; Килиана — «Посетители» на муз. Мартена, «Затонувший собор» на муз. Дебюсси; Тетли — «Арена» на муз. Суботника; постановки Дж. Мюллера, Л. Фалько, Флиера, Ч. Чарни и др.
Среди постановок 70-х гг. (в скобках фамилии балетмейстеров): «Горный поток» на муз. Лютославского (К. Фрей), «Концерт Соль мажор» на муз. Равеля (Ж. Леметр), «Просветлённая ночь» на муз. Шёнберга и «Торс» на муз. Такумицу (оба — Килиан), все — 1975; «Квинтесс» на муз. Рабери (П. Куинс), «Облачность» на муз. Дебюсси (Э. Хэмптон), «Миниатюры» на муз. Стравинского (Н. Кристе), «Пролог и адажио» на муз. Бреденхорста (Д. Аскер), «Элегия» на муз. Шостаковича (Килиан), «В пути» на муз. Веберна (Г. Бонер), «Безумные песни» на муз. Бедфорда (Дж. Тейлор).
Коллектив делится на две труппы «Нидерландский театр танца — 1» и «Нидерландский театр танца — 2». Благодаря своему высочайшему профессионализму Нидерландский театр танца является одним из самых известных представителей голландского искусства за границей.