Алан Дадли Буш

Дата рождения
22.12.1900
Дата смерти
31.10.1995
Профессия
Страна
Англия
Алан Дадли Буш

Алан Дадли Буш (англ. Alan Dudley Bush; 22 декабря 1900 — 31 октября 1995) — английский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный писатель, общественный деятель. Член Коммунистической партии Великобритании с 1935.

«Наш друг», — так называл советский музыковед Григорий Михайлович Шнеерсон британского композитора Алана Дадли Буша. И с этим нельзя было не согласиться — Буш посещал СССР, пропагандировал советскую музыку в Англии, одним из истоков, оказавших влияние на его творчество, стала советская массовая песня, а в одной из опер он ориентировался на традиции Модеста Петровича Мусоргского.

Алан Буш родился в Лондоне, в семье, принадлежавшей к среднему классу. Небольшая фирма, основанная дедом композитора, позволяла жить скромно, но безбедно, и родители стремились дать хорошее образование троим детям, среди которых Алан был младшим. Старший брат играл на фортепиано, Алану нравилось его слушать, особенно произведения Фридерика Шопена и Мориса Равеля, но желания самому стать музыкантом он поначалу не проявлял.

Такое намерение возникло в четырнадцать лет — после концерта, на котором Алан испытал сильнейшее потрясение, услышав Третью симфонию Бетховена и увертюру к «Тангейзеру» Вагнера. Четыре года упорных занятий позволили поступить в Королевскую академию музыки, где наставниками Буша стали Тобийас Маттей и Фредерик Кордер. В студенческие годы Буш работал над оперой «Последние дни Помпей», но впоследствии уничтожил ее. Первым его опубликованным сочинением стали Три пьесы для двух фортепиано.

Завершив обучение в Академии, Буш несколько лет частным образом обучался композиции у Джона Айрленда и фортепианной игре у Бенно Моисеевича, а в 1924—1929 гг. в Берлине брал уроки у Артура Шнабеля. Среди сочинений 1920-х гг. — Квартет для скрипки, виолончели и фортепиано, вокальные сочинения на стихи Гарольда Монро и Уильяма Батлера Йейтса, «Симфонические впечатления», Струнный квартет «Диалектика». Последний, прозвучав на фестивале в Праге, сделал имя Буша известным за пределами Англии.

1920-е гг. стали для Буша временем не только творческих, но и идейных поисков. После Первой мировой войны, во время которой погиб его старший брат, Алан отвергал консервативные взгляды родителей. Некоторое время он увлекался теософией, затем изучал социологию, читал труды Артура Шопенгауэра и в конечном итоге пришел к марксистской философии и стал членом Независимой рабочей партии и принял участие в деятельности Лондонского трудового хорового союза, объединявшего самодеятельные хоры, в которых пели рабочие. В 1935 г.

Буш стал членом Британской коммунистической партии, а в следующем году основал Рабочую музыкальную ассоциацию. В отличие от Хорового союза, эта организация действовала на всей территории Великобритании и охватывала все виды музыкальной самодеятельности. С этой стороной деятельности Буша связано создание множества песен в 1930–1940-х гг. — «Песня голодного марша», «Определите свое мнение», «Правду не скрыть» и другие.

Разумеется, творческая деятельность композитора не ограничивалась созданием песен. Самым примечательным сочинением 1930-х гг. стал Фортепианный концерт, необычной чертой которого было введение в финал хора и солирующего баритона, поющих текст политического характера.

Социально-политическим смыслом наделена и Первая симфония Буша, завершенная в 1940 г.: программные заглавия ее частей — это название британских городов, где разворачивались события, связанные с борьбой рабочих против эксплуатации. Воплощая такую программу, композитор использовал разнообразные музыкальные средства — от серийной техники до джаза. В последующие годы были написаны «Размышление на немецкую песню 1848 года» для скрипки и фортепиано, оркестровая «Фантазия на советские темы», увертюра «Праздничный день» и другие сочинения. Эти произведения создавались в годы Второй мировой войны — несмотря на то, что композитор служил рядовым в санитарных частях.

В послевоенный годы были созданы Три концертных этюда для фортепиано, увертюра «Решимость», «Английская сюита», а в 1948 г. — в преддверии пятисотлетнего юбилея установления независимости Ноттингема от королевской власти композитор создал Симфонию № 2 «Ноттингемскую», в том же году был завершен Скрипичный концерт.

В 1950 г. Буш впервые после неудачного студенческого опыта обратился к оперному жанру. Его первая опера — «Уот Тайлер» — повествующая о крестьянском восстании 1381 г., являет собой продолжение традиций Мусоргского на британской почве (примечательно, что партия главного героя поручена не тенору, что соответствовало бы традициям западноевропейской оперы, а баритону).

Сюжет второй оперы Буша, завершенной в 1955 г. — «Люди из Блэкмура» — тоже связан с революционными событиями, с восстанием нортумберлендских шахтеров в XIX столетии (в период работы над оперой композитор не только изучал музыкальный фольклор Нортумберленда, но и спускался в шахту).

В начале 1960-х гг. композитор параллельно работал над Симфонией № 3 «Байроновской» и над оперой «Сборщики сахарного тростника, или Джонни из Гвианы», раскрывающей тему борьбы британских колоний за независимость.

Последняя опера Буша — «Джо Хилл» — была завершена в 1967 г., ее заглавный герой — американский поэт и деятель профсоюзного движения. Но, разумеется, композитор вдохновлялся не только политикой — например, посещение пещеры Ласко во Франции в 1982 г. привело к созданию Симфонии № 4 «Ласко», написанной под впечатлением древней наскальной живописи.

Последние сочинения Алана Буша — «Весенний лес и летний сад» для фортепиано, «Летняя долина» для виолончели и фортепиано — были написаны в конце 1980-х гг. Последние годы жизни композитора были омрачены серьезным ухудшением здоровья. Алан Буш скончался в 1995 г., так и не узнав о распаде Советского Союза.


Алан Буш в 1918–22 учился в Лондоне у Ф. Кордера по композиции и у Т. Маттея по фортепиано в Королевской академии музыки. Совершенствовался у Дж. Айрленда (1922–27) и А. Шнабеля (1924–29). В 1925–64 преподавал композицию в Королевской академии музыки. Изучал философию и музыковедение в университете в Берлине (1929–31). Сблизился с передовыми немецкими писателями Б. Брехтом, Л. Фейхтвангером, Т. и Г. Маннами, композиторами П. Хиндемитом, А. Шёнбергом и возглавлявшими революционное музыкальное движение в Германии X. Эйслером, Э. Мейером, П. Дессау, которые оказали большое влияние на творчество Буша, режиссерами М. Рейнхардтом, Э. Пискатором, актёром и певцом Э. Бушем, дирижёрами О. Клемперером и Б. Вальтером.

Вернувшись на родину, Буш стал активным деятелем английского пролетарского музыкального движения и примкнул к передовым общественным силам страны. В 1929–40 руководитель и дирижёр Лондонского рабочего хорового союза, основатель (1936) и первый председатель Рабочей музыкальной ассоциации (с 1941 её президент; редактор её журнала), одновременно публиковал массовые песни английских, советских и немецких революционных композиторов, дирижировал самодеятельными хорами. Руководитель музыкальной секции Британского общества культурной связи с СССР.

С 1945 гастролировал во многих странах Европы, исполнял свои сочинения как дирижёр и пианист; дирижировал созданным им Лондонским струнным оркестром. За струнный квартет ор. 4 (1924) получил премию А. Карнеги; как симфонист стал известен после исполнения фортепианного концерта по радиостанции Би-Би-Си (1938).

Творчество Буша проникнуто гражданскими мотивами. Борьбе простых людей за свои права, рабочей солидарности, борьбе за мир посвящены героические оперы «Уот Тайлер» («Wat Tyler», 1950, Лейпциг, 1953) о крестьянской войне 14 в. и «Люди из Блэкмура» («Men of Blackmoor», Веймар, 1956) о революционной борьбе английских горняков за улучшение условий труда в начале 19 в.; «Сборщики сахарного тростника» («The sugar reapers», 1962; Лейпциг, 1966; Тарту, 1970, под названием «Джонни из Гвианы»); фортепианный концерт, в финале которого Буш ввёл солиста-певца и мужской хор (текст содержит призыв к борьбе против социального неравенства); хоры «Голодный поход» («Song of hunger marches»), «Песня труда» («Song to labour») и «Защитники мира» («Defender of peace», 1952), песни и др.

В творчестве Буша важное место занимают сочинения массовых жанров — песни и кантаты, в которых он развивает традиции советской массовой и немецкой революционной песни. В них ораторские интонации, упругое, размеренное движение сочетаются с ладовыми особенностями строения мелодики, характерными для английской музыки, — хоры «Песнь дружбы» («Song of friendship», 1949) для баса, хора и оркестра, «Весь мир — его песня», посвящен певцу П. Робсону (1959), «Баллада о солдате свободы» («The ballad of freedom’s soldier») и др. Как дирижёр и пианист пропагандировал советскую музыку. Неоднократно приезжал в СССР (впервые — в 1938).

Г. М. Шнеерсон


Сочинения:

оперы, в т. ч. Джо Хилл, человек, который никогда не умрет (1970, Немецкая гос. опера, Берлин), детская — Вербовщики (The press-gang, 1946, пост. 1953); оперетты, в т. ч. Очарованье (The spell, 1953); кантаты, в т. ч. Голоса пророков (Voices of the prophets, для голоса с орк. или фп., 1952); для оркестра — 4 симфонии, в т. ч. Ноттингемская (1949) и Байрон (1960), увертюры, в т. ч. посвященная Р. Воану-Уильямсу (к дню рождения, 1942), Фантазия на советские темы (Fantasia on Soviet themes, 1945), сюиты — Английская (English suite, для струнных, op. 28 и op. 30), концертная сюита для виолончели и орк. ор. 37, концерт для скрипки с оркестром, концертная партита ор. 63; камерные сочинения — квартеты для струнных ор. 4 и с фортепиано ор. 5, инструментальные пьесы с фортепиано и с камерным оркестром, в т. ч. для органа, а также цимбал, для различных духовых с фортепиано; для фортепиано — сюита для 2 фортепиано; хоры, циклы песен, обработки народных песен.

Литературные сочинения: Современные течения западной музыки, «СМ», 1938, No 12; Что выражает музыка, там же, 1965, No 1; Music in the Soviet Union, L., 1943; Strict counterpoint in the Palestrina style, L., 1948.

Литература: Паркер Р., Опера Алана Буша «Уот Тайлер», «СМ», 1952, No 7; Шнеерсон Г., Алан Буш — ровесник века, «СМ», 1970, No 12; Алан Буш отвечает Рокфеллеру, «Иностранная лит-ра», 1965, No 11, с. 273; Котляров Б., Наш друг Алан Буш, «МЖ», 1971, No 1, с. 17 и 24, и др.

реклама

вам может быть интересно

Дмитрий Александрович Блюм Музыковеды и театроведы
Анжела Ченг Пианисты

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама