Amilcare Ponchielli
Амилькаре Понкьелли (итал. Amilcare Ponchielli; 31 августа 1834 — 16 января 1886) — итальянский оперный композитор.
Родился 31 августа 1834 в Падерно-Фазоларо близ Кремоны. Поступил в Миланскую консерваторию в 1843 и получил диплом о ее окончании в 1854. С 1854 по 1856 Понкьелли служил органистом в кремонской церкви Сант-Иларио, а затем стал капельмейстером муниципального духового оркестра в Пьяченце. В 1881 был назначен директором музыки (maestro di cappella) в кафедральный собор Бергамо, но через год вернулся в Миланскую консерваторию в качестве профессора композиции. Среди его учеников были молодые композиторы Джакомо Пуччини и Пьетро Масканьи (особенно сильное влияние Понкьелли оказал на Масканьи).
Первая опера Понкьелли — «Обрученные» (I рromessi sposi) была поставлена в Кремоне в 1856; вторая редакция оперы, появившаяся в 1872, имела большой успех при постановке в Милане, и в 1873 Понкьелли получил заказ на два балета — «Близнецы» (Le due gemelle) и «Кларина» (Clarina). Среди произведений композитора других жанров — кантата на перенос праха Доницетти в Бергамо (1875), гимн памяти Гарибальди (1882) и несколько духовных пьес. Однако в истории музыки Понкьелли остался прежде всего как автор опер, причем, хотя опер им написано девять, только одна из них, «Джоконда» (La gioconda), до сих пор остается в мировом репертуаре.
«Джоконда» была впервые поставлена в миланском театре «Ла Скала» 8 апреля 1876. Ныне опера исполняется во второй редакции, которая была сделана в декабре того же года. Либретто «Джоконды» появилось за подписью «Тобио Горриа» — это анаграмма композитора Арриго Бойто, автора оперы «Мефистофель» и либреттиста нескольких произведений Верди. Источник сюжета «Джоконды» — драма В. Гюго Анджело, тиран Падуанский. Действие происходит в Венеции 17 в., и все либретто выдержано в традиционном «высоком стиле», с любовью, ненавистью, убийством и т.д.
Музыка Понкьелли к «Джоконде» была оценена современниками как неровная, а либретто подверглось критике за нереалистичность основных образов. С другой стороны, в «Джоконде» есть запоминающиеся темы, и в целом ее музыка убедительно передает глубокие человеческие чувства. В опере шесть крупных партий, причем заглавная считается одной из самых трудных сопрановых партий в мировом репертуаре. Наиболее популярные фрагменты оперы — «ария самоубийства» Джоконды в последнем действии и «Танец часов» (балетная сцена из третьего действия).
Хотя современники иногда сравнивали Понкьелли с Верди и Россини, он остался в истории преимущественно как автор одного произведения. Умер Понкьелли в Милане 16 января 1886.
Амилькаре Понкьелли — композитор с парадоксальной судьбой: автор произведений, признанных при его жизни, в истории итальянской музыки он остался создателем одной оперы (подобно тому, как имя Руджеро Леонкавалло связывается с «Паяцами», имя Понкьелли неизменно ассоциируется с оперой «Джоконда»). Впрочем, не будь Понкьелли, быть может, мы бы не могли сегодня наслаждаться такими операми, как «Сельская честь», «Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Богема» — ведь именно у него обучались Пьетро Масканьи и Джакомо Пуччини.
Родина композитора — Падерно-Фазоларо, коммуна, расположенная недалеко от Кремоны. Будущий композитор появился на свет в семье владельца лавки, однако торговыми делами деятельность его отца не ограничивалась: одновременно он исполнял обязанности органиста в местной церкви, и именно он стал для сына первым учителем музыки. Обучение было настолько успешным, а талант мальчика настолько очевидным, что в девятилетнем возрасте Амилькаре удостоился стипендии, позволившей ему обучаться консерватории в Милане, где наставником его стал композитор Альберто Маццукато. Уже на втором году обучения юный музыкант создал симфонию.
Понкьелли было двадцать лет, когда он завершил обучение в Милане. Начало его карьеры не выглядело многообещающим: место органиста в одной из церквей Кремоны, позже — служба в Пьяченце в качестве военного капельмейстера, однако это позволило приобрести композиторский опыт. В эти годы он создал более двух сотен различных сочинений, предназначенных для духовых инструментов (в соответствии со спецификой работы военного капельмейстера), в том числе — первый в истории музыки Концерт для эуфониума (теноровой трубы), пятнадцать вариаций на тему популярной в то время песни «Венецианский карнавал», а также множество маршей — и траурных, и торжественных. Однако мечтой Понкьелли была карьера оперного композитора. Первый шаг к осуществлению этой мечты был сделан еще в консерватории, в 1851 г., когда композитор написал оперу в соавторстве с тремя соучениками, но настоящий оперный дебют состоялся в 1856 г.: Понкьелли создал оперу «Обрученные» по одноименному произведению Алессандро Мандзони. Премьера состоялась в Кремоне, но оперу ожидал прохладный прием. Две оперы, созданные в последующие годы — «Савоярка» (1861 г.), «Родерих, король готов» (1863 г.) тоже не прославили композитора. В 1865 г. неудачей окончилась попытка занять профессорскую должность в Миланской консерватории. Эта череда неудач привела к снижению творческой активности.
Переломный момент в судьбе Понкьелли наступил в 1872 г. Понькелли подверг радикальной переработке первую из своих опер, и постановка новой редакции «Обрученных» в миланском театре Dal Verme принесла ему успех. Издательство «G. Ricordi & Co.» заказало ему оперу «Литовцы» (либретто основывалось на поэме Адама Мицкевича «Конрад Валленрод»). Работа над ней продвигалась медленно, поскольку композитор стремился к тщательной отделке деталей, а затем и вовсе отложил оперу, переключившись на создание комического балета «Близнецы», успешная премьера которого состоялась в 1873 г. В том же году он создал весьма необычное для своего времени произведение — одноактную оперу «Вечный говорун», являющую собой один из самых ранних образцов монооперы (в ней задействован лишь один певец — баритон).
Премьера «Литовцев» состоялась в 1874 г. В том же году знаменательное событие произошло в личной жизни композитора — его супругой стала певица Терезина Брамбилла. Через несколько лет именно она исполнила роль Лины в обновленной версии оперы «Савоярка». Их сын Аннибале впоследствии стал музыкальным критиком и композитором, однако на этом поприще не достиг таких высот, как отец.
Истинным «звездным часом» стало для Амилькаре Понкьелли создание оперы «Джоконда» по пьесе Виктора Гюго в 1876 г. — и не только потому, что ее премьера была триумфальной. Это была не единственная опера Понкьелли, имевшая успех при жизни композитора — но ей было суждено стать единственным его творением, которое продолжает ставиться в различных театрах мира спустя более чем столетие после его создания.
В 1880 г. Понкьелли стал профессором Миланской консерватории. В том же году состоялась премьера оперы «Блудный сын» в «Ла Скала». Произведение имело успех, но вскоре было изъято из репертуара. Некоторые произведения, начатые в то время — оперы «Ольга», «Валенсианские мавры» — не были завершены. Но если творческая активность композитора в то время снизилась, то слава определенно росла, в том числе за пределами Италии. В 1884 г. Понкьелли побывал в Санкт-Петербурге, где представлялись два его творения — «Литовцы» (под заглавием «Альдона») и «Джоконда».
В конце жизненного и творческого пути Понкьелли вновь обратился к творчеству Гюго — его последним завершенным сочинением стала опера «Марион Делорм», основанная на одноименной пьесе французского писателя. Композитор ушел из жизни в 1886 г. Много лет спустя после его смерти итальянский композитор Артуро Кадоре завершил его оперу «Валенсианские мавры», и в 1914 г. она была поставлена.
Итальянская коммуна, где родился композитор, переименована в его честь — ныне она носит название Падерно-Понкьелли. Именем одной из героинь «Джоконды» — лучшей оперы композитора — назван астероид главного пояса Лаура.
Сочинения:
оперы — Савоярка (La savoiarda, 1861, т-р «Конкордия», Кремона; 2-я ред. — Лина, 1877, т-р «Даль Верме», Милан), Родерих, царь готов (Roderico, re dei Goti, 1863, т-р «Комунале», Пьяченца), Литовцы (I lituani, по поэме «Конрад Валленрод» Мицкевича, 1874, т-р «Ла Скала», Милан; нов. ред. — Альдона, 1884, Мариинский т-р, Петербург), Джоконда (1876, т-р «Ла Скала», Милан), Валенсианские мавры (I mori di Valenza, 1879, завершена А. Кадоре, 1914, Монте-Карло), Блудный сын (Il figliuol prodigo, 1880, т-р «Ла Скала», Милан), Марион Делорм (1885, там же); балеты — Близнецы (Le due gemelle, 1873, т-р «Ла Скала», Милан), Кларина (1873, т-р «Даль Верме», Милан); кантата — К Гаэтано Доницетти (1875); для оркестра — 29 мая (29 Maggio, похоронный марш памяти А. Мандзони, 1873), Гимн памяти Гарибальди (Sulla tomba di Garibaldi, 1882) и др.; духовная музыка, романсы и др.