Полная каденция, полный каданс — каденционное последование гармоний D - T или S - T (см. Каденция). В классич. П. к. D и S представлены осн. видами аккордов на V и IV ст. лада, а Т располагается в тяжёлом такте, преим. на тяжёлой его доле. Термин "П. к." указывает на полноту разрешения, глубину снятия гармонич. напряжения, а не на полноту её состава, т. е. использование в ней всех тональных функций. Поэтому П. к. могут образовываться как гармониями, охватывающими все три осн. функции (S-D-T, наиболее распространённый тип П. к.), так и неполностью представляющими их. Напр., в заключит. каденции фуги И. С. Баха C-dur из 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" (такты 23-24) состав П. к. I-V-I; в окончании Kyrie II "Мессы папы Марчелло" Палестрины I-IV (II65) -I. Образец П. к., представленный аккордами трёх осн. функций:
И. С. Бах. Прелюдия F-dur из 2-го тома "Хорошо темперированного клавира".
Гармонич. П. к. исторически предшествовали одногол. мелодич. заключения, называемые пунктум (лат. punctum; также finalis, terminus), - заключит. (полный) каданс в псалмодич. формах григорианского хорала, отвечающий на срединный каданс (см. Половинная каденция):
В нек-рых вок. формах средневековья и эпохи Возрождения П. к. (заключит. каденция) фигурирует под названием clausula или clausuni (франц. clos), отвечая на срединную (см. 1-й пример на колонке 368). Термин clausuni встречается у Й. де Грохео (ок. 1300), Э. дё Мурино (ок. 1400).
В совр. музыке в связи с изменением гармонич. системы в П. к. могут участвовать гармонии любой из 12 ступеней, в т.ч. и те, к-рые не относятся ни к диатонике, ни к смешанной мажоро-минорной системе:
С. С. Прокофьев. "Мимолётности", No 10.
(В П. к. из приведённой пьесы С. С. Прокофьева тонике предшествует гармония тритоновой - IV высокой ступени, принадлежащая к хроматич. системе.)
П. к. может заключаться и диссонантной (сложной) тоникой (напр., в позднем творчестве А. Н. Скрябина, у С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, А. Берга, Мессиана и др.). Структурная функция П. к. может сохраняться в гармонич. системах, далёких от мажора и минора (Р. С. Леденёв, Пьеса для струн. квартета и арфы, соч. 16 No 6, такты 13-15; Р. К. Щедрин, 2-й фп. концерт, окончание финала).
Литература: см. при статье Каденция.
Ю. Холопов