Индийский классический танец
Истоки высокоразвитых форм индийского классического танца — в народных танцевальных представлениях и ритуальных плясках, имеющих многовековые традиции, которые оказали большое влияние и на формирование танцевального искусства многих народов Юго-Восточной Азии.
Первые упоминания о танце встречаются в древнем сборнике религиозных гимнов Ригведе (11 — 10 вв. до н. э.). В период становления буддизма (6 — 5 вв. до н. э.) танец был составной частью богослужения, в то же время он стал превращаться в средство развлечения, входил в придв. церемонии. При дворах крупных монархов создавались проф. труппы, совершенствовавшие иск-во танца. Теоретич. обоснование И.к.т. получил во 2-й пол. 1 в. до н. э., что свидетельствовало о его высоком развитии. Наиболее древний из сохранившихся трактатов «Натьяшастра» («Наука о театре», ок. 1 в. н. э.) рассматривал проблемы танца, музыки и драмы. Этот многообразный и универсальный труд принадлежал неск. авторам. Зарождение и формирование И.к.т. связано с созданием эпич. произв. «Махабхараты» и «Рамаяны» (1-е вв. н. э.), с периодом преобразования старой религии брахманизма в индуизм. Это время, когда воздвигались многочисл. храмы, ставшие впоследствии средоточием инд. классич. иск-ва. Мифы, легенды и сказания, бытовавшие в народе, а также ритуальные танц. представления использовались служителями культа — брахманами для популяризации и утверждения обновлённой религии.
Много веков иск-во танца было монополией брахманов. Его осн. принципы и правила тщательно разрабатывались, причём связь И.к.т. с нар. творчеством отрицалась. Музыке и танцу придавался оттенок исключительности, недоступности, а происхождение танца считалось божественным. Классич. танец нередко наз. танцем богов. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, к-рый, танцуя, создал из хаоса Вселенную. В храмовых представлениях выступали проф. танцовщики. С обычаем посвящения женщин служению божеству связано появление храмовых танцовщиц — девадаси. Лит-ра и изобразит, иск-во свидетельствуют о популярности девадаси во всей стране. Наибольшего расцвета их иск-во достигло в средние века и просуществовало до 20 в. Географии, и историч. условия развития страны обусловили устойчивость особенностей танца разл. областей страны, определили его многообразие. Почти каждый район Индии имеет характерный для него нар. танец. В Раджастхане — джумар, в Пенджабе — бхангра, в Тамилнаде — кумми, в Гуджарате — гарба, в Кашмире — хафиза и т. д. Особенности нар. танца разл. областей страны определили самобытность и разнообразие И.к.т., его стилей (школ), из к-рых осн. стилями (школами) являются бхарат натья, катхакали, катхак и машпури. В нач. 20 в. с ростом нац. самосознания увеличился интерес к танц. иск-ву. Были возрождены такие древние стили, как кучипуди — в Андхре и одисси — в Ориссе (оба считаются классич. наряду с осн. четырьмя и подчиняются тем же гл. принципам «Натьяшастры»). О них упоминается в древней санскритской лит-ре, а характерные для этих стилей позы зафиксированы в древней скульптуре.
Стили И.к.т. отличаются один от другого техникой исполнения. Южноиндийские танцы — бхарат натья и катхакали исполняются на demi-plie, при выворотном положении бёдер, тогда как северные — катхак и манипури — при свободном положении ног и ступней. Для бхарат натья характерно точное соответствие движений рук, корпуса, головы, шеи, глаз, бровей и др. Бхарат натья и катхакали используют в большей мере систему канонич. жеста по сравнению с катхаком или манипури. Разнообразные положения глаз и бровей, имеющие определённое символич. значение, свойственное катхакали, полностью отсутствуют в катхаке и манипури. Сложная координация движений бхарат натья, отсутствие композиционного рисунка отличает этот стиль от манипури, для к-рого композиционный рисунок имеет решающее значение. Бхарат натья исполняется почти на месте, тогда как в манипури танцовщики выполняют сложные фигуры — двигаются по диагонали, образуют круг и др. В катхакали даже женские роли исполняют мужчины. Каждый из стилей состоит из трёх видов танца: нритта — чистый танец или комбинация движений, основанных на сложном рит-мич. рисунке; нритья — танец с определённым содержанием или настроением, и натья — танц. драма. Стиль же, в свою очередь, рассматривается как сочетание трёх компонентов: бхава — эмоциональное повествование при помощи движений, поз, мимики лица, канонич. жеста; para — музыка, мелодия; тала — ритм. Бхарат натья, катхакали, катхак и манипури используют свою строго разработанную систему жеста, основные позы и движения, зафиксированные ещё в древних трактатах. Исполнитель, как правило, включает в танец импровизацию, сохраняя особенности стиля. И.к.т. построен на сложных и разнообразных ритмах. Их исполнение требует тщательной и длительной подготовки. В Индии и в 20 в. сохраняются семьи и труппы проф. танцовщиков, бережно сохраняющих традиц. формы, унаследованные в границах определённой касты. С 19 в. известен род Пиллаи, к-рому принадлежит выдающийся преподаватель Минакши Сундарам Пиллаи. Брахманы и храмовые танцовщицы остаются наследственными хранителями исполнит, традиций классич. форм танца (среди известных совр. храмовых танцовщиц в Мадрасе — Баласарасвати). Сохранению древних форм танца способствуют также живучесть старых традиций и обычаев (праздники Дивали, Душера, Холи и др., с незапамятных времён вошедшие в жизнь народа) и бережное отношение к наследию прошлого, что является одной из основных черт нац. характера. Возрождение и популяризация иск-ва танца в 20 в. явились одновременно основой и для появления новой формы — нац. балета. Большое влияние на зарождение и дальнейшее становление балета оказал также европ. и особенно рус. балет. Удай Шанкар — один из основателей нац. балета, принимал участие в спектаклях А. П. Павловой. Творчество Павловой оказало благотворное влияние и на др. создателей инд. балета — Менаку и Рукмини Деви. Влияние европ. балета на И.к.т. сказалось в использовании большой сценич. формы и отдельных элементов театр. техники. Хореографич. язык инд. балета представляет собой органич. сочетание разл. нар. и классич. танцев.
Для совр. инд. хореографии характерным является обращение к проблемам современности. Однако канонизированные формы любого из стилей И.к.т. ограничивают возможности для постановки совр. балетного спектакля. С целью обогащения и обновления И.к.т. хореографы нередко обращаются к нар. иск-ву, а также к синтезу разл. классич. стилей. Реформаторами в области танц. иск-ва в 20 — 30-е гг. выступили Удай Шанкар, Рабиндранат Тагор, Шанти Бардхан. Они меняли формы классич. танца, широко используя приёмы разл. стилей для выражения совр. содержания.
Школы И.к.т. имеют свои науч. центры. Так, в «Шантиникетоне» (Калькутта) изучают преимущественно манипури, в «Альморе Шанкара» (Калькутта) и в «Каламандалам» (шт. Керала) — катхакали, в «Калакшетре» — бхарат натья, в «Лакхнау Гхарана» (Лакхнау) — катхак, и др. Работа этих центров координируется Академией танца, музыки и драмы («Сангит натак академи», организованной в 1953). Существует много частных школ.
В 1952 в Дели был создан «Бхаратия Кала Кендра», изучающий катхак. Ведущими педагогами центра были — Шамбху Махарадж, Сундер Прасад; среди работающих — Нарендра Шарма, Гопинатх, Бирджу Махарадж; последователи крупнейших хореографов И.к.т. — Калки Прасада, Биндадина, Аччхана и Лакчху Махараджа. В 1960 создан также «Балетный центр натья» (рук. Камла-деви Чаттопадхая и Камла Лал). Первая постановка — «Кришна лила» (1960) получила широкую известность по всей стране (балетм. Бхагвандас Верма). Репертуар труппы составляют танцы разл. стилей. На базе этой труппы при Инд. танц. центре («Бхаратия натья санг», создан в 1962) в 1964 начал работать Ин-т хореографии, где готовят балетмейстеров И.к.т. Руководитель и создатель ин-та — танцовщица и балетм. Мая Рао. В ин-те изучаются все стили классич. танца. Как правило, центры имеют свои танц. труппы. Среди известных исполнителей: Дамаян-ти Джоши, Бирджу Махарадж, Гопи Кришна, Мая Рао, Ситара Деви (катхак), Гопинатх, Кунчу Куруп, Кунчу Наир, Шанта Рао, Рагини Деви (катхакали); Баласарасвати, Рукмини Деви, Индрани Рахман (бхарат натья); сестры Джавери, Наина, Ранджана, Даршана, Суверна (манипури). Среди исследователей И.к.т. — Мохан Кхокар, Мулк Радж Ананд, Сурин Овастхи, Венкотта Чаллаш. В Дели, Бомбее, Калькутте существуют школы совр. классич. танца, но популярности не имеют. С ростом интереса к нац. иск-ву появилась лит-pa, посв. танцу. Существуют специальные журналы, в к-рых печатаются статьи о танце: «Сценическое искусство» (Natya), журн. «Театр» в Бомбее, выходит ежеквартальный журнал «Индийские танцы» («Nritya Bharati»).
Литература: Гопал Р., Анна Павлова и индийские танцы, сб.: Анна Павлова, М., 1956; Кхокар М., О религиозном содержании индийских танцев, в кн. Индийский этнографический сборник, М., 1961.
Д. Г. Журкина
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.