Элизабет Платель

Élisabeth Platel

Дата рождения
10.04.1959
Профессия
Страна
Франция
Элизабет Платель воплощает наиболее чистые и возвышенные качества французской школы
Элизабет Платель Элизабет Платель

Одна из наиболее известных и любимых французских танцовщиц последних двух декад двадцатого века, она воплощает наиболее чистые и возвышенные качества французской школы, оставаясь одной из немногих истинных балерин своего поколени.

Элизабет Платель родилась в Париже 10 апреля 1959 года. Заниматься танцем она начала случайно. Ее родители не имели никакого отношения к балету или театру, хотя ее мать немного танцевала в свое время.

Сначала она поступила в консерваторию Сен-Жермен-ан-Ле под Парижем, где приобрела твердую хореографическую и музыкальную базу, прежде чем ее педагог представила ее Кристин Вуссар, в прошлом этуали Парижской оперы, а теперь – выдающемуся профессору Парижской консерватории. Кристин Вуссар немедленно взяла юную Платель под свое крыло и стала ключевой фигурой в ее развитии как танцовщицы.

С 1971 по 1975 год Платель училась в Парижской консерватории. По завершении курса она получила первый приз, что позволило ей продолжить свое образование в балетном училище Парижской оперы, где она в течение года совершенствовалась.

Ей оказали поддержку Пьер Лакотт, работавший с ней в училище Парижской оперы, и Раймон Франкетти, владелец студии, где начинающая танцовщица имела возможность наблюдать занятия профессиональных артистов, в том числе солистки Парижской оперы Ноэллы Понтуа и гастролера Рудольфа Нуриева.

В Парижской опере строго соблюдается иерархия, и Платель поднималась со ступеньки на ступеньку, хотя и очень быстро. В 1976 году она поступила в кордебалет. Ей было тогда семнадцать лет. В следующем году она была продвинута в корифейки, в 1978 году она стала «сюже» и получила серебряную медаль в младшей группе на международном балетном конкурсе в Варне. В том же году она станцевала первые сольные партии в балетах Джорджа Баланчина «Дивертисмент № 15» и «Четыре темперамента». Баланчин, который всегда активно сотрудничал с парижской Оперой, стал одним из любимых хореографов Платель (она считала его «хореографом двадцатого века»), хотя никогда не имела возможности работать со знаменитым хореографом лично.

В 1979 году, в 19 лет, Элизабет Платель была назначена первой солисткой. И Морис Бежар выбрал ее для исполнения балета «Жизнь» вместе с легендарным танцовщиком Жаном Бабиле. Разница в возрасте у них была – чуть ли не сорок лет. В следующем году она исполнила роль Избранницы в бежаровской версии балета «Весна священная».

В 1981 году Элизабет Платель начала готовить с Пьером Лакоттом, ее бывшим педагогом, свою первую главную роль в большом классическом балете – «Сильфиде», который Лакотт восстановил, насколько это было возможно. Партия Сильфиды стала одной из самых значительных работ Платель в Парижской опере. В том же году она также выучила и исполнила ведущие партии в «Лебедином озере», «Пахите» и «Жизели». «Жизель» принесла ей удачу – после этого дебюта Платель получила звание «этуаль», то есть звезда.

Этот официальный титул существует только в балете Парижской оперы. Он присуждается дирекцией театра за блестяще исполненную партию лучшим среди лучших. В парижском балете неизменно двенадцать звезд – Платель в двадцать один год стала одной из дюжины.

Она стала любимицей труппы не только как замечательная балерина и фантастически красивая женщина (ее прозвали Мадонной за иконописное лицо с огромными глазами), но и за доброту, приветливость, полное отсутствие «звездных» замашек.

Когда Рудольф Нуриев был в 1981 году приглашен в Парижскую оперу для постановки своей версии балета «Дон Кихот», он выбрал Платель для исполнения партии повелительницы дриад. Нуриев часто давал молодым танцовщикам шанс выступить в его балетах. Для Платель это означало начало успешного творческого сотрудничества с Нуриевым, который, особенно после своего назначения директором балета Парижской оперы (1983–1989), стал одной из наиболее важных фигур в ее карьере.

Платель привлекла внимание Рудольфа Нуриева своей превосходной интерпретацией классических партий и академического репертуара, и он стал давать ей главные партии в своих постановках. В 1983 году он поставил свой первый полнометражный балет в качестве директора балета Парижской оперы – поздний шедевр Мариуса Петипа «Раймонда». Элизабет Платель исполнила заглавную партию на премьере, а позднее танцевала «Раймонду» с балетной труппой Большого театра как приглашенная артистка. В следующем году она стала первой исполнительницей роли Одетты-Одиллии в новой нуриевской постановке «Лебединого озера» в Парижской опере. Нуриев также доверил ей исполнение главных ролей в его версиях «Спящей красавицы» (1989) и «Баядерке», его последней работе для Парижской оперы (партия Гамзатти – 1992 год, позднее она также станцевала Никию).

За время работы в Парижской опере Платель исполнила большую часть репертуара труппы. Она выступала в балетах Лифаря, Роббинса и многих других современных хореографов.

Особенно плодотворным и длительным было ее сотрудничество с Джоном Ноймайером, начавшееся в 1980 году, когда Платель, еще будучи первой солисткой Оперы, выступила в его балете «Вацлав». Позднее она также танцевала в его балетах «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь», «Сильвия». Ноймайер является одним из немногих хореографов, которые работали с Платель на протяжении всей ее карьеры. Когда ее просят назвать любимых балетмейстеров, звучат три имени: Петипа, Баланчин и Ноймайер.

9 июля 1999 года состоялось последнее выступление Элизабет Платель в качестве этуали Парижской оперы – в балете «Сильфида». В соответствии с правилами Оперы женщины-этуали оставляют сцену в возрасте 40 лет (мужчины-этуали – в 45 лет).

После своего официального ухода из Парижской оперы Элизабет Платель выступала в качестве приглашенной звезды как в Опере, так и в других театрах в разных странах мира.

В течение многих лет она работала как приглашенный профессор и педагог во Франции и за рубежом. Она прекрасно сотрудничала с Клодом Бесси над постановками «Сюиты в белом» (1996) и «Дафнисом и Хлоей» (1998) в Театре Рио-де-Жанейро, а также с Пьером Лакоттом над постановками «Сильфиды» (1997) в этом же театре и «Пахиты» (2001) во Дворце Гарнье.

В начале 2004 года она сменила Клода Бесси на посту директора балетной школы при Парижской опере.

Элизабет Платель удостоена титулов: кавалер ордена Искусств и литературы Франции, кавалер ордена Почетного легиона и офицер Национального ордена за заслуги.

Д. Трускиновская

реклама

вам может быть интересно

Тьерри Маланден Балетмейстеры

рекомендуем

смотрите также

Реклама