Адольф Шарль Адан (фр. Adolphe Charles Adam; 24 июля 1803 — 3 мая 1856) — французский композитор. Член Института Франции (1844).
Автор всемирно известного балета «Жизель» Адольф Адан был одним из наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины XIX в. Его оперы и балеты пользовались огромным успехом у публики, слава Адана еще при жизни перешагнула рубежи Франции. Наследие его огромно: свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых «Дева Дуная», «Корсар», «Фауст»). Его музыку отличают изящество мелодии, пластичность рисунка, тонкость инструментовки. Адан родился в семье пианиста, профессора Парижской консерваторий Л. Адана. Известность отца была довольно большая, среди его учеников — Ф. Калькбреннер и Ф. Герольд. В молодые годы Адан не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере ученого. Тем не менее он получил музыкальное образование в Парижской консерватории. Сильное воздействие на развитие его композиторских способностей оказала встреча с композитором Ф. Буальдье — одним из ведущих французских композиторов того времени. Он сразу заметил в Адане мелодический дар и взял его в свой класс.
Успехи молодого композитора были настолько значительны, что в 1825 г. он получил Римскую премию. Адана и Буальдье связывали глубокие творческие контакты. По эскизам своего учителя Адан написал увертюру к самой известной и популярной опере Буальдье «Белая дама». В свою очередь Буальдье угадал в Адане призвание к театральной музыке и посоветовал ему в начале обратиться к жанру комической оперы.
Первая комическая опера Адана была написана в 1829 г. на сюжет из русской истории, в которой одним из главных действующих лиц был Петр I. Опера называлась «Петр и Екатерина». Наибольшую известность и популярность снискали оперы, появившиеся в последующие годы: «Хижина» (1834), «Почтальон из Лонжюмо» (1836), «Король из Ивето» (1842), «Калиостро» (1844). Композитор писал очень много и быстро. «Почти все критики обвиняют меня в слишком быстром сочинении, — писал Адан, — я сочинил „Хижину“ за пятнадцать дней, „Жизель“ — за три недели и „Если бы я был королем“ — за два месяца».
Однако наибольший успех и самая долгая жизнь выпала на долю его балета «Жизель» (либр. Т. Готье и Г. Корали), послужившего началом т. н. французского романтического балета. С балетом Адана связаны имена замечательных балерин Ш. Гризи и М. Тальони, создавших поэтичный и нежный образ Жизели. Имя Адана было хорошо известно в России. Еще в 1839 г. он приезжал в Петербург, сопровождая в гастрольной поездке свою ученицу — известную певицу Шери-Куро. В Петербурге царило увлечение балетом. На сцене выступала Тальони. Композитор был свидетелем успеха танцовщицы в главной партии его балета «Дева Дуная». Оперный театр произвел на Адана двойственное впечатление. Он отмечал недостатки оперной труппы и лестно отзывался о балете: «...Здесь все поглощают танцы. И к тому же, так как в Петербург почти никогда не приезжают иностранные певцы, местные артисты лишены знакомства с хорошими образцами. Успех певицы, которую сопровождаю, был поэтому громаден...»
Все новейшие достижения французского балета быстро переносились на русскую сцену. Балет «Жизель» был поставлен в Петербурге в 1842 г., через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров.
В течение ряда лет композитор не приступал к сочинению музыки. Поссорившись с директором театра Opera Comique, Адан решил открыть собственное театральное предприятие под названием Национальный театр. Он просуществовал всего лишь год, и разорившийся композитор вынужден был, для того чтобы поправить свое материальное положение, вновь обратиться к композиции. В эти же годы (1847-48) появляются в печати его многочисленные фельетоны и статьи, а с 1848 г. он становится профессором Парижской консерватории.
Среди сочинений этого периода — ряд опер, поражающих разнообразием сюжетов: «Тореадор» (1849), «Жиральда» (1850), «Нюрнбергская кукла» (по новелле Т. А. Гофмана «Песочный человек» — 1852), «Будь я король» (1852), «Фальстаф» (по В. Шекспиру — 1856). В 1856 г. был поставлен один из самых популярных его балетов «Корсар».
С литературным талантом композитора русская публика имела возможность познакомиться на страницах Театрального и музыкального вестника, опубликовавшего в 1859 г. на своих страницах фрагменты из воспоминаний композитора. Музыка Адана составляет одну из ярких страниц музыкальной культуры XIX в. Не случайно К. Сен-Санc писал: «Где чудные дни „Жизели“ и „Корсара“?! Это были образцовые балеты. Необходимо воскресить их традиции. Ради бога, если это возможно, отдайте нам прекрасные балеты былых времен».
Л. Кожевникова
Сочинения
Балеты:
• Фауст (Faust, 1833)
• Дочь Дуная (La fille du Danube, 1836)
• Жизель (Giselle, 1841)
• Гентская красавица (La jolie fille de Gand, 1842)
• Чёрт на четверых (Le Diable à quatre, 1845)
• Мраморная красавица (La Fille de marbre, 1845)
• Корсар (Le Corsaire, 1856) и др.
Оперы (свыше 40):
• Хижина (Le chalet; 1834)
• Почтальон из Лонжюмо (Le postillon de Lonjumeau; 1836)
• Король из Ивето (Le Roi d'Yvetôt; 1842)
• Калиостро (Cagliostro; 1844)
• Тореадор (Le toréador; 1849)
• Жиральда, или Новая Психея (Giralda ou La nouvelle Psychée; 1850)
• Если бы я был королём (Si j'étais roi; 1852)
• Нюрнбергская кукла (La poupée de Nuremberg; 1852)
• Фальстаф (Falstaff; 1856) и др.