Магда Оливеро

Дата рождения
25.03.1910
Дата смерти
08.09.2014
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Италия
Магда Оливеро / Magda Olivero

Магда Оливеро (итал. Magda Olivero; 25 марта 1910, Салуццо — 8 сентября 2014, Милан) — итальянская оперная певица (сопрано).

Итальянскую певицу Магду Оливеро называют «королевой веризма» — ведь именно в операх композиторов-веристов ее талант раскрылся с наибольшей полнотой. Но путь ее к этой вершине был нелегким.

Родина Магды Оливеро — город Салуццо, но большая часть ее детства прошла в Турине. Отец ее — высокопоставленный юрист — мечтал дать дочери хорошее образование и удачно выдать замуж, и потому заботился о ее всестороннем развитии, частью которого была музыка. С шестилетнего возраста Магда обучалась фортепианной игре, но уже тогда проявились ее незаурядные вокальные данные. Дома она нередко разыгрывала гостей: шестилетняя девочка пряталась за ширмой и пела — и все думали, что поет взрослая девушка. Друзья наперебой советовали отцу позаботиться о развитии вокального таланта дочери.

И вот тринадцатилетняя Магда начала учиться в консерватории. Первая преподавательница в скором времени отказалась от нее, заявив, что у ученицы от природы неправильное строение гортани, и петь она не будет никогда. Занятия с другим педагогом тоже не принесли ощутимых результатов. После трех лет бесплодных усилий один из друзей отца посоветовал пройти прослушивание на радио и даже помог Магде получить рекомендательное письмо. Вердикт комиссии был однозначен: не усмотрев в молодой вокалистке «ни голоса, ни музыкальности, ни яркой личности», Магде посоветовали сменить занятие. Девушка была глубоко потрясена, но наличие рекомендации обеспечило ей повторное прослушивание. На нем присутствовал профессор Луиджи Джерусси, и он оспорил мнение коллег, усмотрев у Магды прекрасные вокальные данные, которыми ее никто не научил пользоваться в полной мере.

Так Магда Оливеро стала ученицей Джерусси. Первые месяцы обучения у него были очень тяжелыми — ведь пришлось исправлять ошибки прежних педагогов, и требовательность нового наставника зачастую граничила с жестокостью: «Даже если после этого упражнения ты умрешь, — говорил он. — Мне нет до этого никакого дела». Но совместные усилия учителя и ученицы принесли свои плоды — уже через год голос певицы преобразился прямо-таки чудесным образом. Восстановив голос, певица начала разучивать небольшие произведения, а затем, продолжая заниматься в Джерусси, стала разучивать оперные партии под руководством дирижера Туллио Серафина. Певице было восемнадцать лет, когда она начала выступать на оперной сцене в маленьких ролях. И вот, наконец, в 1933 году состоялся дебют певицы — в Турине она исполнила партию Лауретты в «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини. В том же году последовало успешное выступление в миланском театре «Ла Скала». В последующие годы в репертуаре певицы появлялись партия за партией: Джильда в «Риголетто», Эльза в «Лоэнгрине», Виолетта в «Травиате» — причем Оливеро тогда считалась одной из лучших исполнительницей этой партии.

Начало карьеры не обошлось без суровых испытаний. Например, однажды Оливеро предстояло петь заглавную партию в «Манон» Жюля Массне, но внезапно накануне генеральной репетиции ей сообщили, что руководство театра изменило решение — такую ответственную партию не должна петь молодая исполнительница, и на замену ей прибыла опытная певица. Окончательное решение примет комиссия, которая будет присутствовать на генеральной репетиции. Положение осложнялось тем, что ее партнер — Беньямино Джильи — на той репетиции отсутствовал из-за проблем со здоровьем. Но, несмотря на все трудности, Оливеро сумела показать себя достойно — и выступила в том спектакле с большим успехом.

Столь блестяще развивающаяся карьера была прервана в 1941 году по решению самой певицы: Оливеро вышла замуж, и она полагала, что «профессия» жены и матери не оставляет времени ни для чего другого. Однако ее помнили: все девять лет, что она не появлялась на сцене, она получала приглашения от разных театров, дирижеров, композиторов. Заставить ее «сдаться» удалось Франческо Чилеа — этот композитор считал Оливеро лучшей исполнительницей заглавной партии в его опере «Адриана Лекуврер», и теперь — будучи тяжело больным — очень хотел в последний раз услышать свое творение с ее участием. Такие обстоятельства заставили певицу согласиться — к тому же, детей у них с мужем не было, и стало ясно, что уже не будет, следовательно, главное «препятствие» к возвращению на сцену отсутствовало. В 1950 году певица вновь выступила в роли Адрианы Лекуврер — к сожалению, автор не дожил до этого спектакля.

Возобновив сценическую карьеру, Оливеро в последующие годы не прерывала ее. На момент ее возвращения на оперной сцене блистали Мария Каллас, Рената Тебальди — конкурировать с такими звездами было нелегко, но Оливеро сумела найти свою «нишу»: она стала непревзойденной исполнительницей сопрановых партий в веристских операх: заглавные роли в «Ирис» Пьетро Масканьи, «Франческе да Римини» Риккардо Дзандонаи и «Федоре» Умберто Джордано, Катюша Маслова в «Воскресении» Альфредо Каталани, а также целый ряд партий в операх Джакомо Пуччини: Минни в «Девушке с Запада», Чио-чио-сан в «Мадам Баттерфляй», Лю в «Турандот», Жоржетта в «Плаще». Но не только в итальянских операх пела Оливеро — в ее репертуаре были партии в «Диалогах кармелиток» Франсиса Пуленка, «Енуфе» Леоша Яначека. В 1967 году в США она пела Медею — это произошло в Далласе, а в самом прославленном театре Америки — «Метрополитен-опера» — певица выступила… в шестьдесят пять лет. Столь почтенный возраст не помешал успешному исполнению заглавной партии в «Тоске».

Сценическая карьера Магды Оливеро оказалась необычайно долгой: в последний раз она спела в опере в семьдесят один год — это была моноопера Франсиса Пуленка «Человеческий голос», а на момент последнего концертного выступления певице было девяносто девять лет. Год спустя в миланском Театре Реджо был отмечен ее столетний юбилей. Четыре года спустя — в 2014 году — Магда Оливеро ушла из жизни.

реклама

вам может быть интересно

Алёна Михайловна Баева Инструменталисты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама