Nikolai Peyko
Я восхищаюсь его талантом педагога и композитора, считаю его человеком высокого ума и душевной чистоты.
С. Губайдулина
Каждое новое сочинение Н. Пейко вызывает неподдельный интерес слушателей, становится событием музыкальной жизни как яркое и самобытное явление отечественной художественной культуры. Встреча с музыкой композитора - это возможность духовного общения с нашим современником, глубоко и серьезно анализирующего нравственные проблемы окружающего мира. Композитор работает много и интенсивно, смело осваивает широкий диапазон разнообразных музыкальных жанров. Им создано 8 симфоний, большое количество сочинений для оркестра, 3 балета, опера, кантаты, оратории, камерно-инструментальные и вокальные произведения, музыка к театральным спектаклям, кинофильмам, радиопередачам.
Пейко родился в интеллигентной семье. В детстве и юности его музыкальные занятия носили любительский характер. Случайная встреча с Г. Литинским, высоко оценившим одаренность юноши, изменила судьбу Пейко: он становится учащимся композиторского отделения музыкального техникума, а в 1937 г. - принят на третий курс Московской консерватории, которую окончил по классу Н. Мясковского. Уже в 40-х гг. Пейко заявил о себе и как композитор яркого и самобытного дарования, и как общественный деятель, и как дирижер. Наиболее значительные сочинения 40-50-х гг. свидетельствуют о растущем мастерстве; в выборе тем, сюжетов, идей все более проявляется живость интеллекта, жизненная наблюдательность, универсальность интересов, широта кругозора и высокая культура.
Пейко - прирожденный симфонист. Уже в раннем симфоническом творчестве определяются особенности его стиля, отличающегося сочетанием внутренней напряженности мысли со сдержанным ее выражением. Яркой особенностью творчества Пейко является обращение к национальным традициям народов мира. Разнообразие этнографических интересов сказалось в создании первой башкирской оперы "Айхылу" (совм. с М. Валеевым, 1941), в сюите "Из якутских легенд", в "Молдавской сюите", в Семи пьесах на темы народов СССР и др. В этих сочинениях автором двигало стремление отразить современность сквозь призму музыкально-поэтических представлений народов разных национальностей.
60-70-е гг. - пора творческого расцвета и зрелости. Известность за рубежом принес балет "Жанна д'Арк", созданию которого предшествовала кропотливая работа над первоисточниками — народной и профессиональной музыкой средневековой Франции. В этот период сформировалась и мощно зазвучала патриотическая тема его творчества, связанная с обращением к памятникам истории и культуры русского народа, его героическим подвигам в минувшей войне. Среди этих сочинений оратория "Ночь царя Ивана" (по мотивам повести А. К. Толстого "Князь Серебряный"), симфонический цикл "В страде войны". В 80-е гг. в русле этого направления созданы: оратория "Дней давних бой" по мотивам памятника древнерусской литературы "Задонщина", камерная кантата "Пинежье" на основе произведений Ф. Абрамова.
Все эти годы оркестровая музыка продолжает занимать ведущее место в творчестве композитора. Наибольший общественный резонанс получили его Четвертая и Пятая симфонии, Концерт-симфония, развивающие лучшие традиции русского эпического симфонизма. Поразительно разнообразие вокальных жанров и форм, охваченных Пейко. В произведениях для голоса и фортепиано (свыше 70) воплощено стремление к этико-философскому пониманию поэтических текстов А. Блока, С. Есенина, средневековых китайских и современных американских поэтов. Наибольший общественный резонанс получили произведения на стихи советских поэтов - А. Суркова, Н. Заболоцкого, Д. Кедрина, В. Набокова.
Пейко пользуется непререкаемым авторитетом в среде молодых композиторов. Из его класса (а преподает он с 1942 г. в Московской консерватории, с 1954 - в Институте им. Гнесиных) вышла целая плеяда высококультурных музыкантов (Е. Птичкин, Е. Туманян, А. Журбин и др.).
Л. Рапацкая
Сочинения:
опера Айхылу (совм. с M. M. Валеевым, 1943, Уфа; 2-я ред., без соавтора, 1953, там же); балеты — Весенние ветры (совм. с 3. В.Хабибулиным, по роману К. Наджими, 1950), Жанна д'Арк (1957, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Берёзовая роща (1964); для солистов, хора и оркестра — кантата Строители грядущего (сл. Н. А. Заболоцкого, 1952), оратория Ночь царя Ивана (по А. К. Толстому, 1967); для оркестра — симфонии (1946; 1946- 1960; 1957; 1965; 1969; 1972; концерт-симфония, 1974), сюиты Из якутских легенд (1940; 2-я ред. 1957), Из русской старины (1948; 2-я ред. 1963), Молдавская сюита (1950), симфониетта (1940), вариации (1947), 7 пьес на темы народов СССР (1951), Симфоническая баллада (1959), увертюра К миру (1961), Каприччио (для малого симф. орк., 1960); для фортепиано с оркестром — концерт (1954); для скрипки с оркестром — Концертная фантазия на финские темы (1953), 2-я концертная фантазия (1964); камерно-инструментальные ансамбли — 3 струн. квартета (1963, 1965, 1976), фп. квинтет (1961), децимет (1971); для фортепиано — 2 сонаты (1950, 1975), 3 сонатины (1942, 1943, 1957), вариации (1957) и др.; для голоса с фортепиано — вок. циклы Сердце воина (сл. сов. поэтов, 1943), Звуки ночи Гарлема (сл. поэтов США, 1946-1965), 3 муз. картинки (сл. С. А. Есенина, 1960), Лирический цикл (сл. Г. Аполлинера, 1961), 8 вок. поэм и триптих Осенние пейзажи на стихи H.A. Заболоцкого (1970, 1976), романсы на сл. А. А. Блока (1944-65), Бо-Цзюй-и (1952) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам и радиопостановкам.
Литературные сочинения: О музыке якутов "СМ", 1940, No 2 (совм. с И. Штейманом); 27-я симфония Н. Я. Мясковского, в кн.: Н. Я. Мясковский. Статьи, письма, воспоминания, т. 1, М., 1959; Воспоминания об учителе, там же; Г. Берлиоз - Р. Штраус - С. Горчаков. О русском издании "Трактата" Берлиоза, "СМ", 1974, No 1; Две инструментальные миниатюры. (Композиционный анализ пьес О. Мессиана и В. Лютославского), в сб.: Музыка и современность, вып. 9, М., 1975.
Литература: Беляев В., Симфоническое творчество Н. Пейко, "СМ", 1947, No 5; Боганова Т., О музыке Н. Пейко, там же, 1962, No 2; Григорьева Г., Н. И. Пейко, М., 1965; её же, Вокальная лирика Н. Пейко и его цикл на стихи Н. Заболоцкого, в сб.: Музыка и современность, вып. 8, М., 1974.