Якопо Пери (прозвище Длинноволосый — Zazzerino; итал. Jacopo Peri; 20 августа 1561, Рим или Флоренция — 12 августа 1633, Флоренция) — итальянский певец и композитор.
Музыкальное образование получил под руководством Кристофано Мальвецци. С 1591 служил при флорентийском дворе Медичи («главный директор музыки и музыкантов»). Участник Флорентийской камераты.
Пери — один из создателей оперы как нового жанра и монодии с инструментальным сопровождением как нового стиля. В 1592 написал музыку (совместно с Я. Корси) первой оперы — «Дафна» (на текст поэта О. Ринуччини, пост. 1597–98, Флоренция; фрагменты Пери не сохранились). В 1600 в палаццо Питти во Флоренции была поставлена опера Пери «Эвридика» (на текст Ринуччини) — наиболее яркий из дошедших до нас образцов ранней оперы (первоначальное название «драма на музыке» или «сказка на музыке»).
Её отличительные черты — напевная декламация (сопровождается по цифрованному басу), небольшие ариозные и хоровые формы. Пери исполнил в этом спектакле центральную партию Орфея, завоевав успех и как певец, и как представитель нового вида искусства, следующего за поэтическим текстом, усиливающего его воздействие (как считалось в то время — в подражание греческим трагикам).
Последующие оперные произведения Пери имеют меньшее значение. Нередко сотрудничал с другими композиторами (К. Монтеверди, Дж. Б. Синьорини). Ему принадлежат также камерные вокальные сочинения в новом стиле, интермедии, духовная музыка и др.
Литература: Иванов-Борецкий М. В., Музыкально-историческая хрестоматия, вып. 2, М., 1936; Роллан Р., Опера в XVII веке, М., 1931; Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).
Т. Н. Соловьёва
Музыкальная энциклопедия
Якопо Пери обладал великолепным голосом и «нежно-сладостной манерой исполнения», приводившей слушателей в восторг. О его исполнении сохранился отзыв современника: «Когда он пел свои произведения, составленные с величайшим искусством и носившие грустный характер, свойственный его таланту, он трогал и заставлял плакать даже все черствые сердца; и вся Италия изумлялась его нежной и сердечной манере… Но я кладу печать молчания на свои уста, бросаю перо, чтобы не потонуть в океане его достоинств…»
Кроме того, Якопо Пери был автором музыки (иногда совместно с другими композиторами) множества придворных танцевальных представлений, из которых рождался балет, и самых ранних видов балета. Среди них «Турнир ветров» (конный балет, 1608), «Маскерата нимф Сены» (1611), «Марс и Амур» (1614), «Велья Граций» (1615), «Война любви» (празднество верхом на лошадях, 1616), «Война Красоты» (балет, 1616), «Освобождение Тиррено и Арнеи» (1617), «К превосходству дам» (1625), «Свадьба богов» (1637). Все — представлены при дворе Медичи во Флоренции.