Эдвард Ауэр

Дата рождения
07.12.1941
Профессия
Страна
США
Эдвард Ауэр

Ауэр, Эдвард (англ. Edward Auer; род. 7 декабря 1941, Нью-Йорк) — американский пианист.

Когда в 1966 году Эдвард Ауэр впервые предстал перед московскими слушателями как участник конкурса имени Чайковского, он уже не был новичком на музыкальной арене. Позади остались годы учебы у известного пианиста профессора А. Тзерко, к которому его привели родители в шестилетнем возрасте, занятия теорией и композицией у видного итальянского композитора М. Кастельнуово-Тедеско и Л. Штейна, наконец, Джульярдская школа, где педагогом Ауэра была сама Розина Левина. К тому же Ауэр успел ощутить «вкус» концертной эстрады, а за год до этого стал первым американским пианистом, удостоенным звания лауреата Международного конкурса имени Шопена.

Ему присудили здесь пятую премию, но публика шумными овациями выражала свое несогласие с жюри, считая, что он достоин большего. Уже тогда польский журнал «Рух музычны» отмечал: «Ауэр относится к тем пианистам, у которых рафинированная выразительность сочетается с развитым интеллектуализмом. Его игра поэтому нигде не бывает сухой и объективной. Вслушиваясь в нее, можно понять, как много в ней эмоции и увлеченности артиста. Эта эмоция идет от свободы выражения чувств, но вместе с тем и от радости, которую ему доставляет сознание своей способности контролировать развитие исполняемого произведения во всех его планах. Ауэр-интеллектуалист придает своему исполнению оттенок объективности, стремится к ясности и чистоте, Ауэр-романтик добивается интенсивности переживания, ярких красок, волнующей певучести»…

Все эти особенности искусства пианиста в ту пору, однако, еще не пришли в гармоничное равновесие. В Москве он оказался на втором плане — «погоду делали» более яркие артисты — его соотечественник Миша Дихтер и ленинградец Григорий Соколов. Тем не менее игра Ауэра произвела хорошее впечатление своей серьезностью, проникновенной глубиной, одухотворенностью. Однако в сочинениях крупной формы — таких, как Седьмая соната Прокофьева или Второй концерт Брамса, — ощущался недостаток масштабности. Так или иначе, Ауэр был удостоен премии, его запомнили.

Последовавшее десятилетие ознаменовалось для музыканта неуклонным творческим ростом, закрепило за ним репутацию мыслящего художника. В 1967 году он стал победителем конкурса имени М. Лонг — Ж. Тибо в Париже, тогда же был ангажирован фирмой Сола Юрока (а это уже говорит о многом, ибо Юрок как никто умел почувствовать в артисте перспективу), начал активно концертировать. Планомерно обогащая свой репертуар, пианист не ограничивается только классикой, хотя его излюбленные авторы — Шопен и Бетховен, Шуман и Брамс. Он охотно обращается к забытым произведениям прошлого (среди них малоизвестный до-минорный Концерт Мендельсона) и к современной музыке. Несколько лет назад артист выступил с программой, целиком составленной из сочинений Мессиана.

Примечательно, что с возрастом игра Ауэра не потеряла эмоциональной свежести; интеллектуализм не возобладал над чувством. Характерно в этом отношении мнение одного из зарубежных критиков: «У молодых пианистов, особенно американских, стало чуть ли не признаком хорошего тона сдерживать свой темперамент. Все играют на рояле бравурно и гладко, стараясь показать себя добропорядочными и хорошо воспитанными музыкантами. Эдвард Ауэр — радостное исключение: горячность, взрывчатый темперамент и технический блеск. Подобно добрым старым „фортепианным львам“, он бросается на клавиатуру и извлекает из нее такие фортиссимо, что струны стонут. Похоже, что это на редкость талантливый парень». Весной 1975 года Эдвард Ауэр вновь гастролировал в СССР. Новые встречи с музыкантом подтвердили, что его конкурсные успехи базировались на прочном фундаменте музыкальности и мастерства, а серьезность творческих намерений артиста — залог его дальнейшего роста.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: Современные пианисты, 1990 г.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама