Переченье

Категории словаря

Переченье (лат. relatio non harmonica, франц. fausse relation, нем. Querstand) — противоречие между звуком натуральной ступени и его хроматически-альтерационным видоизменением в другом голосе (или в другой октаве). В диатонической системе гармонии переченье обычно производит впечатление фальшивого звучания (non harmonica) — как в непосредственном соседстве, так и через проходящий звук или аккорд:

Поэтому П. запрещается правилами гармонии. Не является П. сочетание натуральной ступени с её альтерацией при условии плавного голосоведения, напр.:

П. допускается в гармонии D после II низкой ступени, а также через цезуру (см. примеры вверху кол. 244).

Избегание П. типично уже для контрапункта строгого стиля (15–16 вв.). В эпоху барокко (17 — 1-я пол. 18 вв.) П. изредка допускалось-либо как малозаметное побочное явление в условиях развитого голосоведения (И. С. Бах, 1-й Бранденбургский концерт, ч. 2-я, такты 9–10), либо как спец. приём для выражения к.-л. особых эффектов, напр. для изображения скорби или болезненного состояния (П. а1 — as2 в примере, А,

И. С. Бах. Месса h-moll, No 3, такт 9.

И. С. Бах. Хорал «Singt dem Herrn ein neues Lied», такты 8-10.

ниже, связано с экспрессией слова Zagen — тоска). В эпоху романтизма и в совр. музыке П. часто используется как одно из свойственных ладогармонич. системе средств (в частности, под влиянием особых ладов; напр.: П. е — es1 в «Весне священной» Стравинского, цифра 123, такт 5 — на основе обиходного лада). П. в примере Б (воплощает дурманящие чары Кащеевны) объяснимо связью с недиатонич. малотерцовой

И. С. Бах. «Страсти по Матфею», No 26, такт 26.

Н. А. Римский-Корсаков. «Кащей бессмертный», картина II, такты 28–29.

системой и характерным для неё звукорядом тон-полутон. В музыке 20 в. широко применяется (у А. Н. Черепнина, Б. Бартока и др.) двутерцовый мажоро-минорный аккорд (типа: e1-g1-c2-es2), специфику к-рого составляет П. (e1-es2), a также родственные ему аккорды (см. пример вверху колонки 245).

И. Ф. Стравинский. «Весна священная».

Типичное для совр. музыки смешение ладов приводит к полиладовости и политональности, где П. (в последовании и одновременности) становятся нормативным признаком ладовой структуры:

И. Ф. Стравинский. Пьесы для фортепиано «Пять пальцев». Lento, такты 1–4.

В т. н. атональности энгармонич. значения ступеней уравниваются, и П. становится неосуществимым (А. Веберн, концерт для 9 инструментов ор. 24).

Термин «переченье» — сокращение выражения «негармоническое переченье» (нем. unharmonischer Querstand). П. представляет собой сохранившую своё значение часть группы запрещавшихся неблагозвучных последований, куда, помимо альтерационного П., входили также отношения тритона. П. и тритон (diabolus in musica) сходны в том, что оба находятся за пределами мышления, опирающегося на систему гексахордов (см. Сольмизация), и подчинены одному и тому же правилу — Mi contra Fa (хотя и неодинаково):

Дж. Царлино (1558) осуждал две б. терции или м. сексты подряд, так как они «не находятся в гармоническом отношении»; негармонич. отношение демонстрируется им (в одном примере) и в П., и в тритонах:

Из трактата Дж. Царлино «Le istitutioni harmoniche» (часть III, глава 30).

M. Мерсенн (1636–37), ссылаясь на Царлино, относит П. к «ложным отношениям» (fausses relations) и приводит сходные примеры на тритон и П.

К. Бернхард запрещает falsche Relationes: тритоны, или «полуквинты» (Semidiapente), «чрезмерные» октавы (Octavae Superfluae), «полуоктавы» (Semidiapason), «чрезмерный» унисон (Unisonus superfluus), давая примеры, почти буквально повторяющие приведённые выше из Царлино.

И. Маттезон (1713) те же интервалы в тех же терминах характеризует как «отвратительные звуки» (widerwдrtige Soni). Вся 9-я глава 3-й части «Совершенного капельмейстера» посв. «негармоническому П.». Возражая против нек-рых запретов старой теории как «несправедливых» (в их числе нек-рые соединения, приводимые Царлино), Маттезон проводит различие между «невыносимыми» и «превосходными» П. (Деление «ложных отношений» на «терпимые» и «нетерпимые» встречается и в «Музыкальном словаре» С. Броссара, 1703.) X. К. Кох (1802) объясняет П. как «последование двух голосов, ход звуков которых принадлежит различным тональностям». Так, в обороте

слух понимает шаг fis-a в нижнем голосе как G-dur, шаг a-f в верхнем как С или F-dur. «Relatio non harmonica» и «негармоническое переченье» у Коха объясняются как синонимы, и последование

всё ещё относится к ним.

Э. Ф. Рихтер (1853) причисляет «негармоническое переченье» к «немелодическим ходам», но оправдывает нек-рые «прикрашивающими» (вспомогат.) нотами или принципом «сокращения» (промежуточного звена):

Армянская народная любовная песня «Гаруна» («Весна»).

Ход, образующий увелич. кварту

, Рихтер относит к П. По X. Риману, П. есть неприятное для слуха выделение хроматически изменённого тона. Неприятно в нём недостаточное усвоение гармонич. связей, что можно сравнить с нечистой интонацией. Самое опасное П. — при ходе к одноимённому трезвучию; при тритоновом шаге П. «прямо-таки само собою разумеется» (напр., нII — V); П. при терцовом соотношении (напр., I — hVI) занимает промежуточное положение.

Гесс де Кальве (1818) запрещает «негармонический ход», приводящий к открытому тритону

, однако допускает «негармонические прогрессии», если они идут «после пересечки» (цезуры). И. К. Гунке (1863) рекомендует избегать в строгом стиле «различных отношений (Relation) гамм, происходящих от несоблюдения родственных тонов» (приводимый им пример П.- исследования из б. терций и из м. секст).

П. И. Чайковский (1872) наз. П. «противоречащим отношением двух голосов». Б. Л. Яворский (1915) трактует П. как разрыв связи между сопряжёнными звуками: П. — «последовательное сопоставление сопряжённых звуков в разных октавах и разных голосах при неправильном выполнении тяготения». Напр. (сопряжённые звуки — h1 и с2):

(правильно), но не

(П.). По Ю. Н. Тюлину и Н. Г. Привано (1956), существуют два вида П.; в первом образующие П. голоса не включаются в общую ладовую структуру (П. звучит фальшиво), во втором - обрисовывают общую ладовую структуру (П. может быть приемлемым).

(П.). По Ю. Н. Тюлину и Н. Г. Привано (1956), существуют два вида П.; в первом образующие П. голоса не включаются в общую ладовую структуру (П. звучит фальшиво), во втором — обрисовывают общую ладовую структуру (П. может быть приемлемым).

Литература: Гесс де Кальве, Теория музыки…, ч. 1, Хар., 1818, с. 265–67; Стасов В. В., Письмецо к г. Ростиславу про Глинку, «Театральный и музыкальный вестник», 1857, 27 окт., то же в кн.: Стасов В. В., Статьи о музыке, вып. 1, М., 1974, с. 352–57; Гунке И., Полное руководство к сочинению музыки, СПБ, (1865), с. 41–46, М., 1876, 1909; Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, М., 1872, то же в кн.: Чайковский П. И., Поли. собр. соч., т. III-а, М., 1957, с. 75–76; Яворский Б., Упражнения в образовании ладового ритма, ч. 1, М., 1915, с. 47; Tюлин Ю. Н., Привано Н. Г., Теоретические основы гармонии, Л., 1956, с. 205–10, М., 1965, с. 210–15; Zarlino G., Le istitutioni harmoniche. A facsimile of the 1558, N. Y., (1965); Mersenne M., Harmonie universelle. La theorie et la pratique de la musique (P., 1636–37), t. 2, P., 1963, p. 312–14; Вrоssard S., Dictionaire de musique…, P., 1703; Mattheson J., Das neu-erцffnete Orchestre…, Hamb., 1713, S. 111–12; его жe, Der vollkommene Capellmeister, Hamb., 1739, S. 288–96, то же, Kassel — Basel, 1954; Martini G. В., Esemplare o sia saggio fondamentale pratico di contrappunto sopra il canto fermo, pt. 1, Bologna, 1774, p. XIX–XXII; Кoch H. Сhr., Musikalisches Lexikon, Fr./M., 1802, Hdlb., 1865, S. 712–14; Richter E. F., Lehrbuch der Harmonie, Lpz., 1853 (рус. пер. — Rихтер E., Учебник гармонии, СПБ, 1868, с. 154–57); Riemann H., Vereinfachte Harmonielehre, L. — N. Y., (1893) (рус. пер. — Риман Г., Упрощенная гармония, или Учение о тональных функциях аккордов, М. — Лейпциг, 1901); Muller-Blattau J., Die Kompositionslehre Heinrich Schutzens in der Passung seines Schulers Christoph Bernhard, Lpz., 1926, Kassel u. a., 1963.

Ю. H. Холопов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Пуанты Балет и танец
Plie, плие Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Эпизод Термины и понятия
Шуман Роберт Биографии
Кант Музыкальные жанры
Реквием Термины и понятия
Кантата Термины и понятия
Туркменский балет Балет и танец
Тюйдук Музыкальные инструменты
Дебют Термины и понятия
Дискант Термины и понятия

Реклама