Пение

Пение, вокальное искусство, — искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального исполнительства. Пение может быть со словами или без слов (см. Вокализация). Оно бывает сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса — дуэт, на три — трио, на четыре — квартет и т. п.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инстр. аккомпанементом, но может осуществляться и без него — a cappella. Осн. жанры П. в классич. музыке — оперное П., связанное с драм. действием, с театр. представлением, включающее в себя разл. виды вок. иск-ва, и камерное П. — исполнение романсов, песен, гл. обр. соло или небольшими ансамблями. В лёгкой музыке представлены жанр оперетты и эстр. жанр, включающий множество стилей П. (в нар. манере, напевание в микрофон и т. п.).

Различаются три осн. типа вок. мелодий и, соответственно, три манеры П.: певучий стиль — широкое плавное, связное, льющееся П. — кантилена; мелодии декламационного стиля приближаются к строению и интонациям речи (речитатив); мелодии колоратурного стиля в известной мере отходят от слова и уснащаются большим количеством украшений, пассажей, исполняемых в быстром движении на отдельные гласные или слоги. Певучий, или кантиленный, стиль — основа классич. певч. иск-ва. В нём выдержано большинство арий 19 в. В декламационном, или ариозно-декламационном, стиле написаны сцены и монологи в операх 19 в. и особенно 20 в. (поздние оперы Пуччини, «Воццек» Берга, «Игрок» Прокофьева, «Нос» Шостаковича и др.). В колоратурном стиле пишут чаще всего для высоких голосов, хотя в 18 в. в Италии способность к колоратурному П. развивалась у всех певцов независимо от типа голоса. Вок. мелодии разл. стилей нередко используются в одном произведении.

Проф. вок. иск-во было известно ещё в антич. мире, в странах Др. Востока. Оно развивалось гл. обр. в форме нар. и культового пения. Нар. певцы — исторически первые представители вок, иск-ва. В средневековье носителями проф. нар. певч. иск-ва являлись странствующие певцы (в Зап. Европе — барды, трубадуры, миннезингеры, в России и на Украине — скоморохи, лирники, бандуристы; на Кавказе — ашуги, гусаны и др.). Нар. певцы часто были и творцами песен. Их иск-во передавалось из поколения в поколение в устной традиции. С возникновением христианства П. вошло в церк. богослужение и распространилось в этой форме по всему миру. До 10–12 вв. церк. П. Зап. Европы было в основном одноголосным, а затем развивалось на базе хор. многогол. церк. музыки. Первые школы П. были созданы при монастырях и церквах, откуда в 17–19 вв. вышли мн. оперные певцы. В эпоху Возрождения развивалась светская муз. культура, возникали новые, более сложные жанры вок. и вок.-инстр. музыки — опера, позднее — романс и др. На смену полифонии пришла гомофония. Ведущим видом певч. иск-ва стало сольное П. Всё это привело к бурному росту и дальнейшему расцвету проф. певч. иск-ва в 17 в. и в последующее время, к формированию нац. вок. школ в странах Зап. Европы.

Каждая из нац. школ П. характеризуется своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певч. звука. Нац. школы П. как стилистич. направления складывались одноврем. с возникновением нац. композиторских школ, выдвигавших перед певцами определ. художеств.-исполнит. требования. В нац. манере П. находят отражение исполнит. традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

В нач. 17 в. сложилась итал. школа сольного П. Выделяясь совершенной вок. техникой бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итал. языка и удобство для голоса итал. мелодий позволяли максимально использовать певч. возможности голосового аппарата. Итал. школа выработала эталон классич. звучания голоса. Итал. певч. иск-во оказало влияние на формирование и развитие др. нац. вок. школ. Стиль П. итал. певцов эволюционировал, следуя требованиям музыки ведущих композиторов Италии. В 17 в. — от первых опер Я. Пери и Дж. Каччини (декламац.-мелодич. стиль) через творчество К. Монтеверди и композиторов венецианской школы к операм-сериа А. Скарлатти и др. представителей неаполитанской оперной школы. В 18 в. итал. П. характеризовалось обилием колоратур. Колоратурный стиль исполнения связан гл. обр. с исполнит. иск-вом певцов-кастратов. В 19 в. оперное творчество Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти и особенно Дж. Верди привело к развитию кантиленного звучания голосов, к расширению диапазона голоса и увеличению его динамич. и драматически-выразительных возможностей. Вок. партии стали более индивидуализированными в соответствии с муз. характеристикой образов. Позднее творчество Дж. Пуччини, а затем Р. Леонкавалло, П. Масканьи, У. Джордано привело к усилению ариозно-декламац. начала и к ещё более эмоционально-обострённому П., к-рым характеризуется совр. исполнит. иск-во итал. певцов. Среди известных итал. певцов — Дж. Паста, А. Каталани, А. Бозио, Дж. Рубини, Л. Лаблаш, А. Патти, А. Мазини, М. Баттистини, Э. Карузо, Титта Руффо, А. Галли-Курчи, Дж. Лаури-Вольпи, Тоти Даль Монте, А. Пертиле, Б. Джильи, Т. Скипа, Дж. Симионато, М. Дель Монако, Дж. Ди Стефано, Ф. Корелли, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, П. Каппуччилли.

Франц. школа П. характеризуется важной ролью декламац. элементов, ведущих происхождение от распевной декламации поэтов и актёров франц. классич. трагедии 18 в., находит отражение в ней и нац. характер песенности. Этот стиль формировался под влиянием творчества Ж. Б. Люлли, К. В. Глюка, А. Гретри, а затем Дж. Мейербера, Ш. Гуно, К. Сен-Санса, Ж. Массне, Ж. Бизе. Крупнейшими представителями школы являлись певцы А. Нурри, Ж. Дюпре, Д. Aрто, M. Maлибран, П. Виардо, Ж. Девойо.

Нем.-австр. вок. школа в своём развитии отражает эволюцию муз. иск-ва соответств. стран. Нек-рые из их крупнейших композиторов испытали заметное влияние оперного иск-ва Италии. И. С. Бах и Г. Ф. Гендель в сольных и хоровых вок. соч. широко применяли виртуозность, восходящую к итал. образцам; В. А. Моцарт синтезировал достижения всех осн. совр. ему школ вок. письма. Однако основа вок. творчества всех этих композиторов, также как Л. Бетховена и К. М. Вебера в последующее время, была национальной, связанной с нем. нар. песенностью. Позднее в творчестве Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа большое развитие получила камерная вок. музыка, породившая новое в ту пору амплуа камерного певца. Оперное творчество Р. Вагнера вызвало к жизни особый стиль P., характеризующийся преобладанием возвышенной декламационности, мощностью и тембровой насыщенностью звучания голосов, способностью к исполнению фраз значит. длины, с большими нарастаниями звучности. На стиль исполнения нем. певцов последующих поколений оказало влияние оперное творчество Р. Штрауса, А. Шёнберга, А. Берга, П. Хиндемита, К. Орфа и др. Наиболее известные нем. певцы: Г. Зонтаг, В. Шредер-Девриент, Л. Леман, Ю. Штокхаузен, в 20 в. — Э. Шварцкопф, Д. Фишер-Дискау, Т. Адам.

В 19 и 20 вв. выдающиеся певцы, обладающие превосходными голосами и высокой культурой П., появляются и в др. странах — Е. Линд в Швеции, К. Новелло в Великобритании, Э. Решке, А. Дидур, Б. Бандровска-Турска — в Польше, X. Даркле — основоположница рум. школы, Э. Дестинова — чеш. певица. К сер. 20 в. вок. иск-во широко развивается во всех европ. гос-вах, в США, Канаде, Юж. Америке, возникает в Японии, Корее и др. странах.

Развитые вок. школы сложились в Румынии, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше. В связи с распространением звукозаписи, радио, кино, телевидения и лёгкостью средств сообщения между странами взаимовлияние певч. иск-ва разл. национальностей оказывается настолько сильным, что черты, ранее резко отличавшие одну нац. школу от другой, в значит. мере сгладились. Степень совершенства ведущих певцов мира такова, что в одном спектакле могут участвовать певцы разл. национальностей (напр., в спектакле «Дон Кар-лос» Верди, к-рым в дек. 1977 открылись торжества по случаю 200-летия театра «Ла Скала», вместе с итал. артистами выступали сов. певцы Б. В. Образцова и Е. Е. Нестеренко и англ. певица М. Прайс).

В России вок. иск-во существовало до нач. 18 в. в форме нар. и церк. П. Со времён утверждения христианства подготовка певцов велась в монастырских, а затем и приходских церк. школах. Нар. исполнит. иск-во и церк. П. с его высокой вок. культурой подготовили почву для возникновения светского проф. вок. иск-ва. С 1735 в Петербурге существовала итал. опера, к-рая способствовала росту профессионализма рус. композиторов и певцов. Известные рус. певцы 18 в. — А. М. Михайлова, Е. С. Уранова-Сандунова, А. М. Крутицкий, Я. С. Воробьёв, 1-й пол. 19 в. — Н. С. Семёнова, П. В. Злов, В. М. Самойлов, Н. В. Лавров, А. О. Бантышев, П. А. и П. П. Булаховы свободно владели итал. стилем П., кантиленой и колоратурой и в то же время умели задушевно, в чисто рус. манере исполнять отечеств. репертуар. Рус. нац. школа П. оформилась под влиянием творчества и исполнит. манеры М. И. Глинки. Учениками Глинки были такие виднейшие певцы, как О. А. Петров, А. Я. Воробьёва-Петрова, Д. М. Леонова, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский. В дальнейшем на исполнит. принципы певцов рус. школы большое влияние оказало творчество, а также критическая, в нек-рых случаях и педагогич. деятельность А. С. Даргомыжского, А. Н. Серова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского. В нач. 20 в. рус. вок. школа завоевала мировое признание на «Русских сезонах» в Париже. Творческие достижения рус. певцов этого времени оказывали влияние на мировое вок. иск-во. Характерные черты рус. вок. школы — мастерство драм. игры, простота и задушевность исполнения при совершенной вок. технике, умение сочетать вок. мастерство с психологически окрашенным, живым словом. Выдающиеся певцы этого периода — Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Гр. С. Пирогов и др.

Традиции рус. школы нашли продолжение в творчестве ведущих сов. певцов К. Г. Держинской, В, В. Барсовой, Н. А. Обуховой, Е. К. Катульской, С. П. Преображенской, Е. А. Степановой, С. Я. Лемешева, И. С. Козловского, Г. М. Нэлеппа, А. С. Пирогова, М. О. Рейзена, М. П. Максаковой, С. И. Мигая и др. В 30-е гг. 20 в. в большинстве нац. республик возникла своя нац. вок. культура, опирающаяся на опыт и художеств. достижения рус. школы. Были созданы оперные театры и подготовлены высококвалифицированные проф. нац. кадры певцов, способных исполнять как нац., так и классич. репертуар. Среди них — К. Байсеитова, Бюль-Бюль Мамедов, Ш. Мамедова, А. Даниэлян, Л. П. Александровская, Е. Б. Серкебаев, X. Насырова. Большое развитие проф. вок. иск-во получило на Украине, в Грузии, где оно существовало издавна. Среди известных певцов этих республик — Б. Р. Гмыря, И. С. Паторжинский, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. И. Донец, З. М. Гайдай, Д. Я. Ангуладзе, Д. А. Бадридзе, Д. А. Гамрекели, Е. Т. Сохадзе, Н. Хорадзе и др. Расцвело вок. иск-во сов. прибалтийских республик; его виднейшие представители — Ж. Л. Гейне-Вагнер, Э. Я. Пакуль, В. Норейка, К. И. Петраускас, А. С. Сташкевичюте, Т. Я. Куузик, Г. К. Отс. Ряд сов. певцов был отмечен премиями на междунар. конкурсах — И. И. Петров, И. К. Архипова, Г. В. Олейниченко, Т. А. Милашкина, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. Е. Нестеренко, Е. С. Мирошниченко, М. Л. Биешу и др. Среди виднейших камерных певцов — З. П. Лодий, А. Л. Доливо, Н. Л. Дорлиак, З. А. Долуханова. Широчайшее распространение получили эстр. пение, деятельность хор. коллективов и театров муз. комедии. Известные мастера сов. эстрады — Л. О. Утёсов, Л. А. Русланова, К. И. Шульженко, Р. М. Бейбутов, Л. Г. Зыкина, М. Магомаев. Ведущие вок. коллективы — Рус. нар. хор им. Пятницкого, Краснознамённый ансамбль песни и пляски Сов. Армии им. Александрова, Гос. академич. рус. хор, Респ. академич. рус. хор. капелла им. Юрлова, Гос. академич. муж. хор Эст. ССР, Академич. хор. капелла БССР, Академич. хор. капелла УССР «Думка», Молд. гос. хор. капелла «Дойна», Груз. хор. капелла и др.

Классич. П. переживает сложный этап, поскольку требования к певцу необыкновенно выросли. Он должен освоить сложные по муз. языку совр. вок. произв., владеть особой вок. техникой, необходимой для их исполнения. Оперный певец должен владеть и драм. иск-вом, быть актёром, способным создавать живые, реалистич. образы. Репертуар оперных т-ров мира сегодня таков, что певец должен уметь исполнять партии в соч. самых разнообразных стилей. Особые требования к П. предъявляют партии новых опер. Хотя совр. опера — явление разноликое, в общем на смену развёрнутым, ясным по форме ариям и ариозо классич. опер, требовавшим широкого кантиленного П. ровным, льющимся, хорошо поставленным голосом, пришли вок. партии, не обнаруживающие чёткого членения на разделы, близкие по строению к речи, сложные по муз. языку, требующие от певца иной техники формирования звука. Иным стало и соотношение вок. партий и партии оркестра.

Для передачи нек-рых эмоциональных состояний совр. композиторы привлекают предельно высокие и самые низкие ноты, напряжённо звучащие переходные звуки, скачки на большие интервалы. С этой же целью используются резкие динамич. переключения от крайней степени forte к предельно тихому звучанию. Во все времена существования проф. вок. иск-ва певцы приспосабливали свою вок. технику к требованиям, к-рые выдвигали перед ними новые вок. произведения, и развивали свой слух, чтобы быть в состоянии их спеть. Голос может выполнить только то, что усвоено слухом. Поэтому совр. певец должен иметь высокоразвитый слух и новую «сверхтехнику».

Для проф. певца необходимы прирождённая музыкальность, исполнит. одарённость, свободное владение голосом. Для исполнения классич. музыки голос должен быть специально приспособлен и развит (см. Постановка голоса), должен приобрести красивый тембр, ровность и устойчивость звучания, большой диапазон, силу, гибкость и др. исполнит. качества. Кроме того, певец должен научиться ясно и выразительно произносить при П. поэтич. текст — обладать чёткой дикцией. Умение естественно сочетать в П. вок. и речевое начала — непременное качество проф. певца.

Для исполнения партий в опереттах певец должен владеть не только иск-вом пения, но и поставленным речевым голосом, уметь быстро переходить от П. к речи и петь во время танца. Всё это создаёт дополнит. трудности, весьма утомляет голос и сокращает продолжительность проф. деятельности певца.

П. в нар. манере, а также совр. «микрофонное» эстр. исполнение не требуют спец. постановки голоса и основаны на естеств. бытовом П. При бытовом П. голосовой аппарат функционирует так же, как и при речи.

Перед вок. педагогом стоят задачи развития комплекса разнообразных способностей ученика. Они касаются как муз.-артистич., так и технич. сторон иск-ва П. Педагог призван заботиться и об эстетич. воспитании ученика, формировании его мировоззрения, развитии нужных для проф. деятельности морально-волевых качеств. В отличие от педагогов др. исполнит. специальностей, педагог-вокалист не имеет дела с готовым муз. инструментом. Он одноврем. формирует сам «инструмент» и учит «играть» на нём. Неодинаковость анатомич. структуры и функций голосового аппарата у разл. певцов затрудняет употребление единых, подходящих для всех приёмов П.

Вок. педагогика призвана воспитывать певца в соответствии с запросами существующей исполнит. практики. Её принципы исторически согласуются с требованиями времени и потому не могут механически переноситься из одной эпохи в другую. Однако в них находят своё отражение неизменные педагогич. закономерности развития вок. навыков, а также физиологич. принципы деятельности голосового аппарата.

Крупнейшими отечеств. вок. педагогами дореволюц. периода были М. И. Глинка, А. Е. Варламов, А. С. Даргомыжский, А. Д. Александрова-Кочетова, Д. Гальвани, К. Эверарди, Н. А. Ирецкая, Г. Ниссен-Саломан, Б. А. Лавровская, В. M. Зарудная-Иванова, У. Мазетти, С. И. Габель, И. П. Прянишников.

Среди выдающихся советских педагогов 1920-х — 30-х гг.- Е. А. Муравьёва, Ю. А. Рейдер, Е. А. Вронский, Г. П. Гандольфи, К. Н. Дорлиак, С. В. Акимова, М. В. Владимирова, Н. Г. Райский, Н. И. Сперанский, E. P. Петренко, Е. А. Милькович, А. К. Ардер, E. E. Егоров, О. А. Бахуташвили-Шульгина, А. Б. Даниэлян.

Позднее много сделали для развития сов. вок. иск-ва педагоги Е. К. Катульская, Ф. С. Петрова, О. Н. Благовидова, Д. Я. Андгуладзе, М. Э. Донец-Тессейр, А. Л. Доливо, М. В. Луканин, П. В. Голубев, Е. Г. Ольховский, Г. И. Тиц, Д. Б. Белявская, М. М. Мирзоева, Н. А. Вербова, Г. Г. Аден, Н. Д. Шпиллер, Д. Г. Евтушенко.

Обучение П. начинается в общеобразоват. школе. Детское хор. П. широко распространено в дворцах пионеров, клубах, домах культуры, а также в спец. хор. училищах. Существует множество первоклассных детских хор. коллективов. Общее руководство вок. обучением детей возложено на Ин-т художеств. воспитания АПН СССР.

Проф. обучение певцов-исполнителей в муз. уч-щах занимает 4 года; уч-ща выпускают певцов со специальностью артист ансамбля. 5-летнему курсу консерваторий предшествуют 2 года подготовит. отделения для одарённых молодых певцов, не имеющих спец. муз. подготовки. Эта система даёт возможность заниматься у одного и того же педагога в течение 7 лет, что позволяет развить вок. навыки до уровня профессиональных. В 1944 для подготовки высококвалифицированных педагогов-музыкантов, в т. ч. певцов, создан Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных.

В СССР систематически организуются смотры, конкурсы, фестивали молодых певцов, праздники песни; проводятся вок. конференции, семинары по повышению квалификации вок. педагогов; издаётся спец. науч.-методич., популярная и мемуарная лит-ра по вок. иск-ву, выпускаются обширный нотный материал и грамзаписи.

Сов. вок. педагоги стремятся решать все методологич. задачи коллективно. На систематически устраиваемых всесоюзных и республиканских вок. конференциях, семинарах по повышению квалификации осуществляются обмен науч. информацией, показ практич. опыта, вносятся предложения по совершенствованию системы обучения, улучшению уч. планов. Наиболее значит. всесоюзные вок. конференции были проведены в 1940, 1954 и 1966.

Вок. методология изучает вок. практику, общие закономерности развития голоса, обобщает опыт педагогов, проводит исследования, необходимые для науч. обоснования процесса обучения певцов.

В первых дошедших до нас соч. по иск-ву П. указания по постановке голоса и технике пения весьма скупы и рассыпаны среди замечаний, касающихся исполнения. Одним из первых дошедших до нас соч. о П. является трактат араба Абу-ль-Хасана (Hassan, прозвище Зириаб — дрозд), изданный в Испании на рубеже 8 и 9 вв. В ср. века был известен трактат о пении Джероламо ди Моравиа (13 в.). Наиболее известные авторы вок.-педагогич. соч. 16, 17 и 18 вв. — Л. Цаккони, Дж. Каччини, П. Ф. Този, Дж. Манчини. Обобщение методич. принципов итал. певцов эпохи бельканто содержится в труде X. Ф. Манштейна и в т. н. методе Парижской консерватории.

До сер. 19 в. вок.-педагогич. соч. имели описат. характер; их авторы детально останавливались на развитии вок. техники и принципах исполнения. После изобретения ларингоскопа (М. Гарсиа, 1855) и исследования дыхат. движений в пении (Дидей и Петрекен, 40-е гг. 19 в.) методич. установки и приёмы обучения начинают получать науч. обоснование. Достижения физиологич. науки в нач. 20 в. привели многих педагогов к расчленённому рассмотрению работы голосового аппарата в П. и выделению в качестве примата гортани, дыхания или артикуляции.

Для методич. работ сер. 20 в. характерно возвращение к целостному пониманию голосовых функций и привлечение внимания к психофизиологич. механизмам исполнит. процесса. Психич. механизмы являются организующими и направляющими работу голосового аппарата. Основой для понимания работы этих механизмов является учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Развитие певч. навыков, необходимых для исполнит. деятельности, рассматривается совр. вок. педагогикой как феномен, осуществляющийся в коре головного мозга под контролем слуха и др. обратных связей, идущих от работающего голосового аппарата. Периферич. механизм — голосовой аппарат певца, его акустич. свойства, физиология голосообразования изучаются совр. методами — рентгенологическими, акустическими, физиологическими.

В СССР в 20-30-х гг. 20 в. важную роль в становлении науки о певч. голосе сыграли деятельность ГИМНа, лаборатории при Моск. консерватории и работы отд. ученых — P. P. Заседателева, И. И. Левидова, Л. Д Работнова, Е. Н. Малютина, С. Н. Ржевкина и др. В 60-70-е гг. 20 в. осн. вклад в науку о певч. голосе внесли лаборатория при Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных и лаборатории при Ленингр. и Моск. консерваториях.

Среди зарубежных учёных, много сделавших для развития науки о голосе, — М. Надолечни, А. Музехольд, В. Барт, О. Рэссел, Ван ден Берг, И. Пресман, В. Бартоломью, Р. Юссон, А. Сундберг, Г. Фант. Для совр. трудов характерна опора методич. положений на науч. данные. Сов. вок. педагогика развивается на основе тесного взаимодействия теории и практики. Такое внимание к теории иск-ва необычно для консерваторий капиталистич. стран. Лаборатории при консерваториях имеются только в СССР. Наукой о П. в капиталистич. странах занимаются врачи-фониатры и физиологи.

Классич. руководства по П. в 19 в. были написаны европ. педагогами М. Гарсиа, Ж. Дюпре, Ф. Ламперти, Л. Лаблашем, Г. Панофкой, Ю. Штокхаузеном и др. В числе рус. школ П. — труды А. Е. Варламова, М. И. Глинки, А. М. Додонова, Ю. Арнольда, П. К. Бронникова, В. Л. Карелина, И. П. Прянишникова, С. М. Сонки и др Наиболее значит. работы в области вок. науки и педагогики в сов. время выполнены В. А. Багадуровым, P. P. Заседателевым, И. И. Левидовым, Л. Д. Работновым, В. П. Морозовым, Д. Л. Аспелундом, И. К. Назаренко, Л. Б. Дмитриевым. Среди совр. заруб. работ — руководства Д. Стенли, Ф. Хаслера и И. Род-Марлинг, В. Веннарда, В. Фукс, Н. Мари.

Литература: H. З. (Захаров Н. И.), Несколько слов по поводу пения в России, «Москвитянин», 1852, кн. 2, в сб. Музыкальное наследство, т. 1, M, 1962; Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, в 1–3, M, 1929–37, 1956; Доливо А. Л, Певец и песня, M — Л, 1948; Аспелунд Д. Л., Развитие певца и его голоса, M — Л, 1952; Львов М. Л., Из истории вокального искусства, M, 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л, 1967; Дмитриев Л. Б, Основы вокальной методики, M, 1968; Назаренко И. К., Искусство пения, M., 1968; Nodoleczny M., Untersuchungen ьber den Kunstgesang, B., 1923; Panzеrа С, L’art de chanter, R., 1945; Machabey A, Le bel canto, R, (1948); Kagen S., On studying singing, N. Y., (1950); Duey R., Bel canto in its golden age, N. Y. 1951; Соссhi L., Il canto artistico, Torino, (1953); Lauri-Volpi G., Voci parallele, (Mil, 1955); (рус пер — Лаури-Вольпи Д., Вокальные параллели, Л, 1972); Benharoche M., De l’art vocal., v. 1–2, (Biarritz, 1958); De Young R., The singer’s art, Chi., (1958); Rоss W., Secrets of singing, Bloomington, 1959; Husson R., La voix chantêe, R., 1960 (рус. пер. — Юссон R., Певческий голос, M., 1974), Кау E., Bel canto and the sixth sence, L., (1963); Husler F., Rodd-Marling J., Singing the physical nature of the vocal organ, J., (1965); Vennard W., Singing, the mechanism and the technic, N. Y., 1968.

Л. Б. Дмитриев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Интерлюдия Термины и понятия
Колоратура Термины и понятия

Книги

Главы из книг

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Диссонанс Теория музыки
Рага Национальные культуры
Сонатно-циклическая форма Термины и понятия
Аккорд Теория музыки
En dedans, ан дедан Балет и танец
Арабская музыка Национальные культуры
Хоруми Национальные культуры
Равель Морис Биографии
Tempo rubato, тeмпо рубaто Термины и понятия

Реклама