Гармонь, гармоника

Категории словаря
Аккордеон

Гармонь (гармоника, гармония) — клавишно-пневматический инструмент. Корпус состоит из двух частей, между к-рыми помещается воздушный резервуар — мех. Источник звука — проскакивающие язычки.

Прототипом инструмента была Г., сконструированная в 1822 нем. мастером К. Ф. Л. Бушманом в Берлине. Венский мастер К. Демиан снабдил Г. набором готовых аккордов для аккомпанемента, каждый из к-рых извлекается при нажатии левой рукой одной клавиши (1829). Г. быстро получила широкое распространение, в т. ч. в России; было создано большое число её разновидностей, сохраняющих, однако, те же осн. черты конструкции.

В правой части корпуса Г. размещаются один или неск. комплектов язычков, предназначенных для исполнения мелодии. При сжатии меха воздух движется в одном направлении, при растяжении — в другом. Язычки располагаются парами; один из них звучит при сжатии, другой — при растяжении меха. Если оба они настроены по-разному, то нажатие к.-л. кнопки позволяет извлекать разл. звуки при растягивании и сжатии меха. На Г. т. н. нем. строя при сжатии извлекались звуки с, е, g (в неск. октавах), при растяжении — d, f, a, h; на Г. рус. строя — наоборот; Г. имели 5, 7 и более кнопок. Такая система удешевляла производство и была удобна для музыкантов-любителей. Она была применена во мн. зарубежных и рус. Г. (тульская, саратовская, бологоевская, касимовская, белобородовская, череповка и «черепашка», венская и др.).

Инициатором создания рус. гармоники с хроматич. звукорядом был Н. И. Белобородов. Двухрядная клавишная Г. его конструкции была изготовлена мастером Л. А. Чулковым в 1871 или неск. годами позднее. Более прогрессивной является система, при к-рой оба язычка, составляющие пару, настраиваются в унисон. Высота звука на таких Г. не зависит от направления движения меха. Эта система также нашла широкое применение, напр. в сибирской Г., ливенской, елецкой рояльной, вятской «тальянке», «хромке», аккордеоне, баяне. Чтобы обогатить исполнит. возможности инструментов, их стали снабжать неск. комплектами язычков, включавшимися при помощи особых регистров (удвоения в унисон или в октаву). На левой части корпуса помещаются кнопки клавиатур, служащие для аккомпанемента (в нек-рых образцах Г., напр. в оркестровых и в «черепашках», левая часть корпуса была «глухой», без кнопок и клавиш). На Г. с 2 кнопками в левой части корпуса одна даёт при сжатии и растяжении I и V ступени (басы), другая — трезвучия. На Г. с 4 кнопками извлекается и субдоминанта. На первых примитивных Г. даже простейшие муз. произв. звучали искаженно. С увеличением числа кнопок возможности аккомпанемента обогащались. В усовершенствованном виде система «готового» аккомпанемента сохранилась вплоть до наших дней.

В России крупнейшим центром производства Г. была Тула. Г. получила широкое распространение у народов Поволжья и Кавказа, где созданы нац. Г. Нек-рые русские, марийские, татарские, кабардинские и др. Г. располагали звукорядами, характерными для нац. фольклора. Большой популярностью пользовались т. н. «венская двухрядная» и «хромка».

Наиболее совершенными Г., располагающими хроматич. звукорядом и возможностью аккомпанемента во всех тональностях, являются аккордеон и баян.

Г. способствовала формированию и развитию жанра частушки. Нек-рые исполнители достигали в игре на Г. подлинной виртуозности и выступали в концертах (П. Е. Невский, Я. Ф. Орланский-Титаренко и др.). Хотя мн. музыканты отрицательно оценивали роль Г. в развитии нар. муз. культуры, с конца 19 в. Г. начинает считаться характерным рус. инструментом. Чайковский вводит Г. в состав симф. оркестра (2-я сюита), ряд композиторов использует в своих сочинениях гармонные обороты (И. Ф. Стравинский, А. Ф. Пащенко, Д. Д. Шостакович).

Литература: Гармоника. Краткие сведения о ей возникновении, развитии и производстве на Западе и в России, М., 1928; Новосельский A., Книга о гармонике, М.-Л., 1939; Mодр A., Музыкальные инструменты, М., 1959; Благодатов Г., Русская гармоника, М., 1960; Мирек A., Из истории баяна и аккордеона, М., 1967; его же, Справочник по гармоникам, М., 1968; Rоtt A., Geschichte der Harmonika. Volksmusikinstrumente, Essen, 1954.

Г. И. Благодатов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Гармоника, гармошка, баян — под всем этим, как правило, понимают одно и то же, и не случайно. Ведь баян — это усовершенствованная гармонь. И ее всевозможные разновидности: однорядная саратовская, венская двухрядная, сибирская, ливенская, елецкая, череповецкая (любимая в народе «черепашка»), вятская «тальянка» и т. д. — все это гармони, разнообразные конструкции которых имеют единый принцип. В правой части корпуса находится механизм с комплектом язычков, с помощью которого возможно исполнение мелодии. Язычки располагаются парами. Одна часть язычков может звучать, когда мех растягивается, а другая — наоборот, когда он сжимается. Это интересная особенность инструмента, благодаря которой гармонисты часто играют и подбирают не столько то, что им знакомо по народным песням, сколько то, что легче получается на инструменте. Но благодаря огромному распространению гармони во второй половине XIX века гармошечная музыка как бы влилась в народную и стала ее неотъемлемой частью. Уже в XX веке понятия «гармошка», «гармонист» приобрели качества исконных фольклорных, народ их опоэтизировал в стихах и песнях.

Гармоника от гармони отличается лишь как вариант названия. Однако в практике этот вариант закрепился за некоторыми разновидностями инструментов этого семейства, например за губной гармоникой и стеклянной гармоникой.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Репетиция Термины и понятия
Болонья музыкальная Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Кант Музыкальные жанры
Кадриль Музыкальные жанры
Исторические концерты Термины и понятия
Тропарь Церковная музыка
Лира Термины и понятия
Военная музыка Термины и понятия
Ирмос Термины и понятия
Молдовеняска Национальные культуры
Диалог музыкальный Термины и понятия
Марш Термины и понятия

Реклама