Paul Paray
Поль Паре принадлежит к числу музыкантов, которыми справедливо гордится Франция. Вся его жизнь посвящена служению родному искусству, служению родине, горячим патриотом которой является артист. Будущий дирижер родился в семье провинциального музыканта-любителя; его отец играл на органе и руководил хором, в котором очень скоро стал выступать и сын. С девяти лет мальчик учился музыке в Руане, и здесь же начал выступать как пианист, виолончелист и органист. Его разносторонний талант окреп и сформировался за годы учебы в Парижской консерватории (1904—1911) у таких педагогов, как Кс. Леру, П. Видаль. В 1911 году Паре был удостоен Римской премии за кантату «Яница».
В годы учебы Паре зарабатывал на жизнь, играя на виолончели в театре имени Сары Бернар. Позже, проходя военную службу, он впервые встал во главе оркестра — правда, это был духовой оркестр его полка. Затем последовали годы войны, плен, но и тогда Паре старался находить время для занятий музыкой, сочинением.
После войны Паре не сразу удалось найти себе работу. Наконец его пригласили дирижером небольшого оркестра, выступавшего летом на одном из пиренейских курортов. В составе этого коллектива было сорок музыкантов из лучших оркестров Франции, собравшихся вместе, чтобы подработать. Они были восхищены мастерством своего безвестного руководителя и уговорили его попытаться занять место дирижера в оркестре «Ламурё», которым руководил тогда престарелый и больной К. Шевийяр. Через некоторое время Паре получил возможность дебютировать с этим оркестром в зале «Гаво» и после успешного дебюта стал вторым дирижером. Он быстро завоевал известность и после смерти Шевийяра в течение шести лет (1923—1928) возглавлял коллектив. Затем Паре работал главным дирижером в Монте-Карло, а с 1931 года стоял также во главе одного из лучших коллективов Франции — оркестра «Колонн».
К концу сороковых годов Паре пользовался репутацией одного из лучших дирижеров Франции. Но когда фашисты оккупировали Париж, он отказался от своей должности в знак протеста против переименования оркестра (Колонн был евреем) и уехал в Марсель. Однако и отсюда вскоре ушел, не пожелав подчиняться распоряжениям оккупантов. Вплоть до освобождения Паре был участником движения Сопротивления, организовывал патриотические концерты французской музыки, на которых звучала «Марсельеза». В 1944 году Поль Паре вновь стал во главе возрожденного оркестра «Колонн», которым руководил еще одиннадцать лет. С 1952 года он возглавляет Детройтский симфонический оркестр в США.
Последние годы Паре, живя за океаном, не порывает тесных связей с французской музыкой, часто в ступает в Париже. За заслуги перед отечественным искусством он был избран членом Института Франции.
Паре особенно прославился исполнением французской музыки. Дирижерская манера артиста отличается простотой и величественностью. «Как настоящий большой актер, он отбрасывает мелкие эффекты, чтобы сделать произведение монументальным и стройным. Он прочитывает партитуру знакомых шедевров со всей простотой, прямотой и со всей утонченностью мастера»,— писал о Поле Паре американский критик В. Томсон. С искусством Паре советские слушатели познакомились в 1968 году, когда он провел в Москве один из концертов Парижского оркестра.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969