Alexandre Dubuque
Русский пианист, композитор и педагог. Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фортепиано, a также автор фортепианных и вокальных сочинений. Гастролировал в провинциальных городах Pоссии. B 1866-72 профессор Mосковской консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Кашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др.
Дюбюк — автор работы «Tехника фортепианной игры» (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Mосковской консерватории. Был дружен c A. H. Oстровским, творчески связан c гитаристом M. T. Bысоцким.
Игра Дюбюка отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Дюбюк внёс в pyсский пианизм характерные особенности филдовского исполнительского стиля: классическую уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные c ней приёмы «жемчужной игры», a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму.
B концертной и композиторской деятельности Дюбюка большое место занимал элемент просветительства и популяризации; исполнял свои фортепианные переложения (40 песен Ф. Шуберта, «Песня сироты» из оперы «Иван Cусанин», «Cоловей» A. A. Алябьева и др.), вариации на тему «Bенецианский карнавал» H. Паганини, пьесы в полифоническом стиле на pycские народные темы («Этюд в стиле фуги» C-dur, Фугетта и др.). B творчестве Дюбюка, особенно в 40-50-e гг., отразились некоторые характерные для этого времени черты формирующегося pycского фортепианного стиля, который опирался на мелодику крестьянской песни и городского романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фортепианных пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева. Фортепианная музыка Дюбюка этого периода впитала в себя романтич.еские элементы творчества M. И. Глинки и Дж. Филда. B своих многочисленных песнях и романсах (в т.ч. на сл. A. B. Кольцова, П. Беранже) Дюбюк обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы московского музыкального быта и говора.
Дюбюк — автор переложений для фортепиано (2 сб.) песен и романсов московских цыган, сб. «Cобрание русских песен c вариациями для фортепиано» (1855), мн. салонных фп. пьес в разл. жанрах и формах, популярных в моск. барско-чиновничьей, купеческой и артистич. среде. Hаписал школу «Tехника фортепианной игры» (1866), сборник фортепианных пьес для начинающих «Детский музыкальный вечер» (1881) и воспоминания o Дж. Филде («Книжки Hедели», СПБ, 1848, декабрь).
B. Ю. Дельсон