Ferdinando Paer
Чл. Ин-та Франции (1831). Занимался у Г. Гиретти и Ф. Фортунати в Парме, где была написана его первая опера "Орфей и Эвридика" (1791). Большую часть жизни провёл за границей: с 1797 - в Вене, Праге, в 1802-07 дирижировал придв. капеллой в Дрездене. Мн. годы работал в Париже, был придв. капельмейстером (с 1807), дирижёром т-ров "Опера комик" и "Театр Итальен" (1812-27), руководителем корол. камерной музыки (с 1832), а также почётным инспектором (с 1834) и преподавателем (с 1837, композиция) Парижской консерватории. Известностью пользовались оперы П., многие из них созданы под влиянием творчества В. А. Моцарта, нек-рые представляют собой образцы "оперы спасения": "Камилла" (1799), "Леонора" (1804, сюжет оперы послужил основой для либр. "Фиделио" Бетховена). Лучшая опера - "Капельмейстер, или Неожиданный ужин" ("Le maоtre de chapelle ou Le souper imprйvu", 1821, Париж).
Сочинения: оперы (ок. 50), в т. ч. Осмеянные претенденты (I pretendenti burlati, 1793, Парма), Гризельда (1798, там же), Камилла, или Подземелье (Camilla ossia Il sotterraneo, 1799, Вена), Леонора, или Супружеская любовь (Leonora ossia L'amore coniugale, 1804, Дрезден), Покинутая Дидона (Didone abbandonata, 1810, Париж); оратории, кантаты; для орк. - 2 симфонии, пьесы; концерты с орк. - для фп., для органа; фп. пьесы; арии, дуэты, песни и др.
Литература: Massй T., Deschamps A., Раеr et Rossini, P., 1820; Delia Corte A., L'opйra comica italiana nel'700. Bari, 1923; Radiсiоtti G., G. Rossini, t. 1-3, Tivoli, 1927-29; Englдnder R., F. Paer als sдchsischer Hofkapellmeister, в сб.: Neues Archiv fьr sдchsische Geschichte, 1929; его же, Paers "Leonora" und Beethovens "Fidelio", в сб.: Neues Beethoven-Jahrbuch, (Bd 4), 1929; Pelicelli N., Musicisti in Parma nel secolo XVIII, в кн.: Note d'Archivio per la storia musicale, 1935, p. 37-42; Tebaldini G., F. Paer, в кн.: Aurea Parma, v. 2, Parma, 1939.
А. И. Гундарева