Фьоренца Коссотто (итал. Fiorenza Cossotto; род. 22 апреля 1935) — итальянская оперная певица (меццо-сопрано).
Примадонна… Обычно этот титул ассоциируется с сопрано – но и обладательница меццо-сопрано может быть примадонной. Именно такова творческая судьба итальянской певицы Фьоренцы Коссотто: прекрасный голос глубокого оттенка, пламенный темперамент и эмоциональная тонкость – всё это сделало ее истинной звездой оперной сцены.
Родина Фьоренцы Коссотто – небольшой итальянский городок Крешентино, расположенный недалеко от Верчелли. По признанию певицы, с мыслью об искусстве и музыке она жила всегда, сколько помнит себя – желание стать певицей появилось, когда она была еще маленькой девочкой, а в школьные годы она пела в хоре. Родители ее были далекими от искусства людьми, но учительница музыки заметила вокальную одаренность ученицы и посоветовала им позаботиться об обучении дочери пению.
В пятнадцатилетнем возрасте Фьоренца уже обладала глубоким меццо-сопрано прекрасного тембра, и это качество было замечено в консерватории Турина, куда она отправилась на прослушивание. Талантливая девушка были принята в это учебное заведение, а по прошествии пяти лет, закончив консерваторию, Коссотто продолжила образование в Милане, а именно – в существующей при театре «Ла Скала» школе.
Когда Фьоренца Коссотто дебютировала, доподлинно неизвестно. Во многих источниках говорится о 1957 годе, но, по воспоминаниям самой певицы, Коссотто пела в прокофьевском «Огненном ангеле» годом ранее. Однако в 1957 году действительно произошло примечательное событие – начинающая певица приняла участие в мировой премьере оперы «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка, выступив в роли Матильды. В том же году в «Ифигении в Тавриде» Кристофа Виллибальда Глюка она пела Артемиду, заглавную роль исполняла тогда Мария Каллас. Эта прославленная певица была партнершей Коссотто и при первом ее выступлении за пределами Италии, когда в Эдинбурге Фьоренца выступила в «Сомнамбуле» в роли Терезы.
В ближайшие годы в репертуаре певицы одна за другой появились новые партии: Джейн Сеймур, Маддалена, Асканий в «Троянцах» и другие. Однако о «рождении новой звезды» критики заговорили в 1962 году, когда Коссотто, заменив заболевшую Джульетту Симионато, выступила в роли Леоноры в «Фаворитке». В том же году в репертуаре певицы появились и другие партии, которым суждено было стать поистине «звездными» для нее: Азучена и Амнерис.
Традиционно считается, что биография ни одной примадонны не обходится без скандалов. Случилось это и с Фьоренцой Коссотто – причем скандал был таким, что привел к прерыванию спектакля. Это была опера Винценцо Беллини «Норма», которую ставил Франко Дзеффирелли, а заглавную партию пела Каллас. В дуэте Нормы и Адальджизы, которую пела Коссотто, артистки держались за руки, и в конце дуэта Каллас должна была подать партнерше знак путем рукопожатия, чтобы они могли вместе снять фермату на высокой ноте. Но Коссотто продержала эту ноту дольше – Каллас даже отошла в сторону и принялась аплодировать, а вот у режиссера поступок Фьоренцы восторга не вызвал: он был так возмущен, что даже зарекся впредь работать с нею.
Тем не менее, в 1970 году Коссотто пела Сантуццу в «Сельской чести», поставленной им в «Метрополитен-опера». Первое выступление певицы в этом театре состоялось двумя годами раньше – она исполнила партию Лауры в опере Амилькаре Понкьелли «Джоконда», а также Эболи в «Доне Карлосе» Верди. В последующие годы Коссотто пела в «Метрополитен-опера» Азучену, Адальджизу, Далилу в «Самсоне и Далиле» Камиля Сен-Санса, заглавную партию в «Кармен» Жоржа Бизе.
В 1970-1980-х годах певица выступала в различных театрах – она пела в Чикаго, Буэнос-Айресе, Сан-Франциско, Лиссабоне, Вероне. В 1974 году она пела Адальджизу и Амнерис в СССР. Среди ролей, исполненных Коссотто, были и партии в русских операх – например, она пела Марфу в «Хованщине» Модеста Петровича Мусоргского (правда, не на сцене, а по радио).
Фьоренца Коссотто продолжала выступать, даже достигнув весьма почтенного возраста: в 1993 году в Валенсии она пела миссис Куикли в вердиевском «Фальстафе», в 1997 году с ее участием прозвучала оратория «Семь слов Иисуса на кресте» Лоренцо Перози, а в 2005 году артистка отметила свое семидесятилетие исполнением партии Княгини в «Сестре Анжелике» Джакомо Пуччини.
За время своей сценической деятельности Коссотто довелось выступать в разных постановках, но что она всегда отвергала категорически, так это осовременивание классических сюжетов. В те времена, на которые пришелся расцвет ее карьеры, подобных постановок было не так много, как сейчас, но они встречались – например, однажды ей предложили петь в опере Винченцо Беллини «Норма», действие которой, по мысли режиссера, должно было разворачиваться… на фабрике, а сама заглавная героиня появлялась на сцене на военной машине. Певица наотрез отказалась, и так она поступала всегда, когда ей предлагали участвовать в чем-то подобном. Коссотто убеждена, что режиссеры, которые так поступают, не чувствуют музыку и не могут погрузиться в ту атмосферу, которую создали композитор и либреттист, и лучшее, что такие режиссеры могут сделать, по мнению певицы, так это сменить профессию. Ведь главная задача искусства, по мнению Фьоренцы Коссотто – это «выражение красоты».