Шумовое оформление

Категории словаря

Шумовое оформление - имитация в театре шумов и звуков окружающего мира или использование шумовых эффектов, не вызывающих конкретных жизненных ассоциаций. Ш. о. применяется с целью усиления художеств. воздействия спектакля, способствует созданию иллюзии реальности происходящего на сцене, повышает эмоциональное напряжение кульминаций (напр., Сцена грозы в "Короле Лире" Шекспира). В зависимости от спектакля различают Ш. о. "реалистическое" и условное, иллюстративное и ассоциативно-символическое. Типы "реалистич." Ш. о.: звуки природы (пение птиц, шум прибоя, завывание ветра, гром и т. д.), шумы транспортные (стук колёс поезда и др.), батальные (выстрелы, взрывы), производственные (шум станков, моторов), бытовые (телефонный звонок, бой часов). Условное Ш. о. применялось в старинной вост. драме (напр., в японском театре кабуки; см. Театральная музыка), особенно широко оно используется в совр. театре. Ш. о. в лучших спектаклях органично сочетается с музыкальным.

Звуко-шумовое оформление спектакля издавна включало выстрелы, петарды, громыхание, железного листа, звон оружия. В старых театр. зданиях (напр., в Останкинском т-ре графа Шереметева) поныне сохранились нек-рые звуко-шумовые устройства. Большое значение придавалось Ш. о. в реалистич. т-ре К. С. Станиславского. В спектаклях МХАТа использовались разнообразные специально сконструированные шумовые аппараты - барабаны, фоновое железо, "треск", "громовой раскат", "ветер" и др.; ими управляли бригады шумовиков. Для Ш. о. широко применяют магнитную запись, радиотехнику (в т. ч. стереофонич. эффекты); обычно театр располагает шумовой фонотекой. Шумовые приборы используют лишь для создания наиболее распространённых шумов или для имитации шумов при записи их на плёнку (в случае трудности "работы на натуре"). Разнообразные шумы получают также с помощью электронных устройств.

Литература: Волынец Г. С, Шумовые эффекты в театре, Тб., 1949; Pопов В. A., Звуковое оформление спектакля, М., 1953, под назв. Звуко-шумовое оформление спектакля, М., 1961; Парфентьев А. И., Демиховский Л. A., Maтвеенко А. С., Звукозапись в оформлении спектакля, М., 1956; Козюренко Ю. И., Звукозапись в оформлении спектакля, М., 1973; его же, Основы звукорежиссуры в театре, М., 1975; Napier F., Noises oft, L., 1962.

Т. Б. Баранова

реклама

вам может быть интересно

Причитания Термины и понятия
Группетто Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Народность в балете Термины и понятия
Двойной хор Термины и понятия
Agnus dei, агнус деи Церковная музыка
Одноголосие Теория музыки
Танцевальная музыка Термины и понятия
Dal segno, даль сeньо Термины и понятия
Франк Сезар Биографии
Пианизм Термины и понятия
Фермата Термины и понятия
Ecarte, экарте Балет и танец

Реклама