В ПУЩАХ ПОЛЕСЬЯ (У пушчах Палесся) — опера А. Богатырева в 4 д. (5 к.), либретто Е. Романовича по повести Я. Коласа «Трясина». Премьера: Минск, 28 августа 1939 г., под управлением Н. Грубина. Спектакль был показан в Москве в июне 1940 г. на декаде белорусского искусства.
Повесть выдающегося белорусского писателя Я. Коласа «Трясина» воссоздает картины гражданской войны. Композитор и либреттист бережно воспроизвели события и образы книги.
Полесье, часть Белоруссии, в 1919 г. захвачено поляками. Народ организует партизанские отряды. Во главе одного из них становится Андрей, сын старого Тараса. Он любит Авгинью, дочь бедняка Савки, против воли выданную за богатея Бусыгу. Бусыга, верой и правдой служащий врагам, выдает им Андрея. Интервенты хотят узнать местонахождение отряда и задумывают провокацию, орудием которой должен стать спившийся Савка, отец Авгиньи. Он даст возможность Андрею бежать, вместе с ним доберется до партизан, а вернувшись, укажет к ним путь полякам. Но как ни опустился Савка, в душе его сохранилась любовь к родной земле, любовь к дочери. Это помогает ему найти силу в решающий час. Приведя интервентов к лесному лагерю, Савка предупреждает партизан об опасности и падает, сраженный вражеской пулей. Гибнет в бою и Андрей. Но победа одержана, отряд карателей разгромлен.
Самое сильное качество музыки оперы — ее лиризм, задушевность. Менее рельефно героическое начало. Автор владеет средствами оперной выразительности, умеет создать характерные образы действующих лиц. Он идет от интонаций белорусской песни, от традиций русской классики, прежде всего Римского-Корсакова. Несомненно, что образ пропойцы Савки, ставшего на путь предательства, испытывающего муки совести, близок Гришке Кутерьме из «Сказания о невидимом граде Китеже». Ощущается близость некоторых хоров к «Снегурочке».
Спектакль белорусского театра явился значительным успехом молодого коллектива. Образ Савки, трагический и правдивый, создал П. Засецкий. «В пущах Полесья» — важный этап в истории развития белорусской оперы.
А. Гозенпуд
Действующие лица:
- Дед Тарас, бас
- Андрей, его сын, тенор
- Василь Бусыга, баритон
- Авгинья, его жена, сопрано
- Савка Мильгун, отец Авгиньи, тенор
- Кузьмич, комиссар партизанского отряда, баритон или бас
- Пан Длугошиц, бас
- Поручик Витольд, баритон
- Запевала, тенор
- Партизаны: Матрос, тенор, Мирон, баритон, Степан, бас
- Первая девушка, сопрано
- Вторая девушка, сопрано
- Первый парень, тенор
- Второй парень, баритон
- Крестьяне, партизаны, дети, польские солдаты
Первое действие
Весенний день в Полесье. Грустная песня девушек прерывается появлением войск белополяков, оккупировавших некоторые области Советской Белоруссии. 1920-й год. В белорусском Полесье война в разгаре. Хмуро смотрит старый дед Тарас вслед удаляющимся польским легионерам. Подпольщик-большевик Кузьмич просит деда вызвать Андрея, сына Тараса. Кузьмич передает Андрею поручение организовать партизанский отряд. Подкравшийся местный богатей и прихвостень белополяков Василь Бусыга видит, как Кузьмич вручает Андрею кипу листовок. Василь Бусыга — муж Авгиньи, дочери горького пьяницы, опустившегося бедняка Савки Мильгуна. Не любит Авгинья ни мужа, ни его польских хозяев. Неволей была она выдана за Василя, старая взаимная любовь связывает Авгинью с Андреем. Застав их вместе, Василь призывает поляков и сообщает, что Андрей — партизан-большевик. Польский поручик Витольд приказывает арестовать Андрея. Старый Тарас, не выдержав издевательств, ударяет поручика палкой и, воспользовавшись общим замешательством, убегает.
Второе действие
Во дворе барского имения польский пан Длугошиц поздравляет Василя Бусыгу с назначением его войтом — сельским старшиной. Бусыга, желая выслужиться перед белополяками, предлагает провокационный план — он поможет обнаружить расположение партизан. Пьяный Савка, который должен по заданию Бусыги осуществить этот план, выбалтывает его Авгинье. Всей душой хочет она предотвратить готовящуюся провокацию, но пока не видит никакой возможности сделать это. Белополяки приступают к осуществлению намеченного плана. Легионеры вталкивают арестованного Андрея в башню, запирают дверь, а ключ передают Бусыге,который поставлен часовым у входа. Подкравшийся Савка ударяет Бусыгу, и тот падает наземь, притворяясь мертвым. Савка отпирает башню, выпускает Андрея, говорит ему, что часовой убит, и предлагает вместе бежать к партизанам. Провокация Бусыги начинает осуществляться. По его замыслу, Савка, сопровождая Андрея, проникнет к партизанам, а затем вернется назад и раскроет белополякам дислокацию отряда.
Третье действие
Невесело деду Тарасу в глухом лесу. Тревожно на душе у старика: сын Андрей в руках врагов, его жизни каждую минуту угрожает опасность.
Все новые и новые пополнения вливаются в народный партизанский отряд. Прибывшие рассказывают о зверствах, чинимых врагами. Не выдерживают некоторые партизаны, собираются совершить неразумный шаг — не подготовившись, не связавшись с наступающей Красной Армией, напасть на врагов и освободить арестованных. Boвремя останавливает нетерпеливых комиссар отряда Кузьмич. Он отправится через фронт к советскому командованию, получит нужные указания, а пока необходимо сохранять выдержку и дисциплину.
К партизанскому лагерю подходят Андрей и Савка. Андрей полон подозрений; неспроста пьяница Савка освободил его из-под ареста. За этим кроется какой-то подвох. И когда Тарас и другие партизаны радостно встречают пришедших, Андрей в лицо обвиняет Савку в предательстве.
Партизаны готовы убить изменника, но Андрей останавливает их: вражескую провокацию можно обернуть против самих же врагов. Пусть Савка приведет белополяков к лагерю — враги не застанут партизан врасплох. Народные мстители так встретят захватчиков, что интервенты костей не унесут.
Четвертое действие
Первая картина. С нетерпением ждет Бусыга возвращения Савки. Все готово для карательной экспедиции, нужно лишь узнать дорогу в партизанский лагерь.
Бурное объяснение Василя Бусыги с Авгиньей приводит к их окончательному разрыву.
Вернувшийся Савка полон противоречивых чувств. Его сомнения не разрешает тягостный разговор с дочерью: Авгинья твердо решила бросить постылого Бусыгу и уйти к партизанам, к любимому Андрею. Но и сам Савка уже не волен над своей судьбой. Белополяки требуют, чтоб Савка повел их в лагерь партизан. Он отказывается, враги силой принуждают слабого духом Савку подчиниться.
Вторая картина. По приказу Кузьмича, партизаны уходят на переправу, чтобы провести части наступающей Красной Армии через «дрыгву» — трясину. Немногие проходимые тропки ее известны лишь местным жителям. Андрей остается для связи с партизанами.
Boвремя подоспевшая Авгинья предупреждает Андрея о приближении врагов. Он скрывается в засаде. В последнюю минуту Савка решает искупить свою вину перед народом. Условным кличем он предостерегает партизан об опасности и за это расплачивается жизнью.В неравном бою погибает храбрый Андрей. Грозной лавиной наступают части Красной Армии и партизаны Кузьмича. Враги разбиты наголову, могилой стала им советская земля.
Неутешна скорбь Тараса, безмерно горе Авгиньи. В суровом молчании склоняют партизаны знамена над павшим смертью храбрых боевым другом.
Вперед и вперед идут непобедимые советские бойцы, чтобы скорей очистить родную землю от вражьей нечисти, завоевать победу и начать строить новую, счастливую жизнь.