Виргилиус-Кястутис Норейка (лит. Virgilijus Kęstutis Noreika; 22 сентября 1935 — 3 марта 2018) — литовский советский оперный певец (тенор), педагог. Народный артист СССР (1970). Лауреат Государственных премий Литовской ССР (1960, 1970).
Советский оперный певец Виргилиус Норейка был в равной степени любим публикой и в родной Литве, и в России, и во всем СССР, и после распада Советского Союза любовь публики к нему не ослабевала. В свою очередь певец щедро дарил свое искусство слушателям в любой стране, не взирая на любые политические противоречия.
Родина певца — литовский город Шауляй, где его отец был одним из первых пропагандистов языка эсперанто. Уже в детские годы он проявил незаурядные артистические способности — в семилетнем возрасте будущий оперный певец начал играть в драматическом театре. Когда мальчику было десять лет, семья переехала в Вильнюс. Здесь Виргилиус Норейка обучался в гимназии для мальчиков, а после ее окончания стал студентом Вильнюсского музыкального училища имени Юозаса Таллат-Кялпши (ныне это учебное заведение является консерваторией). Там он начинал обучаться как трубач, но позднее перешел на дирижерско-хоровое отделение. Обязательное пение, которое не считалось главным предметом на этом отделении, ему преподавал Норвейша Антанов — педагог, представлявший итальянскую вокальную школу.
После окончания музыкального училища Норейка поступил в Вильнюсе в Литовскую консерваторию (ныне — Литовская академия музыки и театра) по классу сольного пения. Наставником его был Кипрас Пятраускас — литовский оперный певец-тенор, которого можно назвать «музыкальным внуком» Камилло Эверарди — именно у этого известного итальянского певца, много лет работавшего в Российской империи, обучался в свое время его учитель. Примечательно, что «музыкальными внуками» Эверарди были такие звезды оперной сцены, как Леонид Витальевич Собинов и Федор Иванович Шаляпин, и Норейка говорил, что у него «самая лучшая родословная в смысле вокальной школы». Учиться у Пятраускаса было нелегко: опытный певец делал акцент на интерпретации исполняемых произведений, а в качестве упражнений для распевки давал вокальную музыку эпохи барокко, которая сама по себе содержит немало вокальных сложностей.
В 1958 году Норейка завершил консерваторский курс, но еще в июле предыдущего года началась его сольная карьера в Литовском театре оперы и балета: певец исполнил на сцене этого театра партию Ленского в «Евгении Онегине» Петра Ильича Чайковского, а осенью был принят в труппу.
На протяжении своей сценической карьеры певец исполнил десятки оперных партий: Неморино в «Любовном напитке», Хозе в «Кармен», Каварадосси в «Тоске», Джонсон в «Девушке с Запада», Альфред в «Травиате», заглавные партии в «Вертере», «Фаусте», «Отелло» и множество других ролей. Но в особенности прославился он выступлениями в операх русских композиторов: Боян в «Руслане и Людмиле», Моцарт в «Моцарте и Сальери», Владимир Игоревич в «Князе Игоре» — его исполнение этих партий считалось эталонным. Особое место занимали в репертуаре певца партии в операх, созданных литовскими композиторами: Тадас в «Заблудившихся птицах» Витаутаса Лаурушаса, Андрюс в «Дочери» и Наглис в «Вайве» Витаутаса Юлионо Кловы, Скудутис в «Дале» Балиса Дварионаса, Геркус Мантас в «Пруссах» Гедрюса Купрявичюса.
Виргилиус Норейка был прославлен не только в родной республике — с 1964 года он регулярно выступал в Большом театре. Его высоко ценила Галина Павловна Вишневская — в последние годы перед своей эмиграцией она пела «Травиату» исключительно с ним. Известность его среди широкой публики была такова, что в новогодней комедии «Похищение», снятой в 1969 году, он был выведен наряду с Эдуардом Хилем, Эдитой Пьехой, Олегом Поповым и другими любимыми народом артистами. В 1964 году он стал заслуженным артистом Литовской ССР, в 1967 — народным, а в 1970 году — народным артистом СССР, и он очень гордился тем, что был самым молодым исполнителем, удостоившимся этого почетного звания.
Многие оперы Норейко исполнял на трех языках: по-литовски в Вильнюсе, по-русски в Москве и на языке оригинала во время зарубежных гастролей. Гастролировал он с Большим театром немало — ему рукоплескали Чехословакия, Болгария, Канада, Япония и многие другие страны. Норейка пел в парижском театре Гранд-Опера, в театре Колонн в Буэнос-Айресе, в Берлинской государственной опере, а в 1964–1965 годах он проходил стажировку в «Ла Скала», став первым в послевоенной истории литовским певцом, удостоившимся такой чести. В этом прославленном миланском театре Виргилиус Норейка исполнил партию Пинкертона в «Мадам Баттерфляй».
Не менее важной стороной творческой деятельности певца были концерты. В концертный репертуар певца входили камерно-вокальные произведения Петра Ильича Чайковского, Роберта Шумана и других композиторов, а также народные песни — как литовские, так и русские. Он исполнял теноровые партии в Реквиеме Джузеппе Верди, Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена.
В разные годы исполнитель преподавал в Литовской консерватории, Эстонской академии музыки, а также в Академии музыки в Каракасе — столице Венесуэлы.
Виргилиус Норейка ушел из жизни в 2018 году в Вильнюсе.