Метнер Александр Карлович (30 V (11 VI) 1877, Москва — 26 XI 1961, там же) — советский альтист, дирижёр, композитор и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1934). Брат Н. К. Метнера.
В 1902 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Занимался у В. Кеса (скрипка, дирижирование), Викт. С. Калинникова, А. А. Ильинского, Г. Э. Конюса (композиция). С 1902 концертировал, получил известность как альтист. Вёл классы скрипки и альта в Музыкально-драматическом училище (до 1907), в Синодальном училище (1903–14) и др. учебных заведениях; член-основатель Народной консерватории (1906–17), в 20-е гг. преподавал в Областном музыкальном техникуме, Музыкальном техникуме им. М. П. Мусоргского.
В 1908 начал дирижёрскую деятельность (народные концерты С. А. Кусевицкого, летние концерты в Сокольниках и Сестрорецке). В 1931–35 руководил оркестром учащихся рабфака и музыкального техникума Московской консерватории, выступал с этим оркестром, а также с оркестрами Радио и Большого театра в симфонических концертах.
Творческая жизнь Метнера была также связана с Камерным театром (Москва). В 1919 он был дирижёром его оркестра, с 1920 — главным дирижёром и зав. музыкальной частью, выступал также как композитор, осуществил музыкальное оформление многих постановок, в т. ч. «Святая Иоанна» Шоу (1924); «Розита» Глобы (1926), «Негр» О’Нила (1929), «Неизвестные солдаты» Первомайского (1932), «Дама-невидимка» Кальдерона (1945).
Под руководством Метнера поставлены спектакли — оперетты «Жирофле-Жирофля» Лекока (1922) и «Сирокко» Половинкина (1928), пьеса Брехта с музыкой Вейля «Опера нищих» (1930). Написал также музыку к ряду старинных водевилей.
Литература: Бирюков Ю., А. К. Метнер (к 35-летию муз. деятельности), «СМ», 1935, No 3, с. 82–83.
И. М. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.