Мюнхенский Баховский хор

Münchener Bach-Chor

Город
Мюнхен
Год основания
1954
Тип

История Мюнхенского Баховского хора восходит к началу 1950-х годов, когда в столице Баварии возник небольшой любительский ансамбль «Кружок Генриха Шютца», пропагандировавший старинную музыку. В 1954 году ансамбль был преобразован в профессиональный хор и получил свое нынешнее название. Почти одновременно с хором был образован Мюнхенский Баховский оркестр. Оба коллектива возглавил молодой дирижер и органист, выпускник Лейпцигской консерватории Карл Рихтер. Главной задачей он считал популяризацию музыки Баха. В течение 1955 года были исполнены «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею», Месса си минор, «Рождественская оратория», 18 церковных кантат, мотеты, органная и камерная музыка композитора.

Благодаря интерпретациям сочинений Баха хор завоевал признание сначала на родине, а затем и за ее пределами. Начиная с 1956 года, хор и маэстро Рихтер регулярно принимали участие в баховском фестивале в Ансбахе, являвшемся в то время местом встречи музыкальной элиты всего мира. Вскоре последовали первые гастроли во Францию и Италию. С середины 60-х годов начинается активная гастрольная деятельность коллектива (Италия, США, Франция, Финляндия, Англия, Австрия, Канада, Швейцария, Япония, Греция, Югославия, Испания, Люксембург...). В 1968 и 1970 годах хор побывал в Советском Союзе.

Постепенно репертуар хора обогащался музыкой старых мастеров, произведениями романтиков (Брамс, Брукнер, Регер) и сочинениями композиторов ХХ века (Х. Дистлер, Э. Пеппинг, З. Кодай, Г. Каминский).

В 1955 году хором была записана первая грампластинка с произведениями Баха, Генделя и Моцарта, а спустя три года, в 1958-м, началось 20-летнее сотрудничество со звукозаписывающей фирмой Deutsche Grammophon.

С 1964 года Карл Рихтер начал проводить в Мюнхене баховские фестивали, к участию в которых приглашал музыкантов самых разных направлений. Так, в 1971 году здесь выступили известные мастера аутентичного исполнительства – Николаус Арнонкур и Густав Леонхардт.

После ухода из жизни Карла Рихтера, в 1981–1984 годах Мюнхенский Баховский хор работал с приглашенными дирижерами. С хором выступали Леонард Бернстайн (он продирижировал концертом памяти Рихтера), Рудольф Баршай, Готхард Штир, Вольфганг Хельбих, Арнольд Мел, Дитхард Хельман и многие другие.

В 1984 году новым руководителем хора был выбран Ханс-Мартин Шнайдт, который возглавлял коллектив в течение 17 лет. За плечами музыканта был большой опыт работы в качестве оперного и симфонического дирижера, и это, безусловно, наложило отпечаток на его деятельность в хоре. По сравнению с предыдущим периодом, Шнайдт делал акцент на более мягком и насыщенном звучании, установил новые исполнительские приоритеты. В новой манере были исполнены Stabat Mater Россини, Четыре духовных песнопения Верди, Te Deum и Реквием Берлиоза, Месса Брукнера.

Постепенно расширялся репертуар хора. В частности, впервые была исполнена кантата «Кармина Бурана» Орфа.

В 80-е и 90-е годы с хором выступали многие известные солисты: Петер Шрайер, Дитрих Фишер-Дискау, Эдит Матис, Хелен Донат, Герман Прей, Зигмунд Нимсгерн, Юлия Хамари. В дальнейшем на афишах хора появились имена Джулианы Бансе, Маттиаса Гёрне, Симоны Нолде, Томаса Квастхоффа, Доротеи Рёшманн.

В 1985 году Баховский хор под руководством Шнайдта выступил на открытии нового концертного зала Gasteig в Мюнхене, исполнив совместно с Мюнхенским филармоническим оркестром ораторию Генделя «Иуда Маккавей».

В 1987 году было создано общество «Друзей Мюнхенского Баховского хора», а в 1994 году – Попечительский совет. Это помогло хору в непростой экономической ситуации сохранить творческую независимость. Продолжилась и традиция активных гастрольных выступлений.

За работу с Мюнхенским Баховским хором Х.-М. Шнайдт был удостоен Ордена за заслуги, Баварского ордена почета и других наград, а коллектив получил премию Баварского национального фонда и премию Фонда развития церковной музыки в Баварии.

После ухода Шнайдта Мюнхенский хор не имел постоянного руководителя и в течение нескольких лет (2001–2005) вновь работал с приглашенными маэстро, среди них – Олег Каэтани, Кристиан Кабитц, Гилберт Левин, специалисты в области барочной музыки Ральф Отто, Петер Шрайер, Бруно Вайль. В 2001 году хор выступил в Кракове на торжественном концерте памяти жертв теракта 11 сентября, исполнив «Немецкий реквием» Брамса. Концерт транслировался Польским телевидением на европейские страны и США. В 2003 году Мюнхенский Баховский хор впервые исполнил светские кантаты Баха в сопровождении оркестра, играющего на старинных инструмента, под управлением маэстро Ральфа Отто.

В 2005 году новым художественным руководителем стал молодой дирижер и органист Хансйорг Альбрехт, «посланный Мюнхенскому Баховскому хору Богом» (Süddeutsche Zeitung). Под его руководством коллектив обрел новое творческое лицо и овладел ясным и прозрачным хоровым звучанием, что подчеркивают многие критики. Живые, одухотворенные исполнения произведений Баха, основанные на практике исторического исполнительства, остаются в центре внимания хора и основой его репертуара.

Первые гастроли хора с маэстро прошли в Турине на фестивале «Музыкальный сентябрь», где они исполнили «Страсти по Матфею» Баха. Затем коллектив выступил в Гданьске и Варшаве. Исполнение «Страстей по Матфею» в Страстную пятницу в 2006 году в прямом эфире Баварского радио было восторженно встречено прессой. В 2007 году на музыку «Страстей» был осуществлен совместный проект с Гамбургским балетом (режиссер и хореограф Джон Ноймайер), показанный на фестивале в Обераммергау.

В последнее десятилетие партнерами хора были такие известные солисты, как сопрано Симона Кермес, Рут Цизак и Марлис Петерсен, меццо-сопрано Элизабет Кульман и Ингеборг Данц, тенор Клаус Флориан Фогт, баритон Михаэль Фолле.

Коллектив выступал с Пражским симфоническим оркестром, Оркестровым ансамблем Парижа, Дрезденской государственной капеллой, филармоническим оркестром земли Рейнланд-Пфальц, со всеми мюнхенскими симфоническими коллективами, сотрудничал с балетной компанией Маргерит Донлон, участвовал в фестивалях «Международная неделя органа в Нюрнберге», «Гейдельбергская весна», «Европейские недели в Пассау», «Неделя музыки Густава Малера» в Тоблахе.

Среди наиболее интересных проектов недавнего времени – «Военный реквием» Бриттена, «Глория», Stabat Mater и Месса Пуленка, Реквием Дюруфле, «Морская симфония» Воан-Уильямса, оратория «Царь Давид» Онеггера, опера «Ифигения в Тавриде» Глюка (концертное исполнение).

Особенно плодотворное сотворчество связывает хор с его традиционными многолетними партнерами – мюнхенскими коллективами Bach Collegium и Баховским оркестром. Помимо многочисленных совместных выступлений, их сотрудничество запечатлено на компакт-дисках и DVD: например, в 2015 году вышла запись оратории современного немецкого композитора Энйотта Шнайдера “Augustinus”.

Также в дискографии последних лет – «Рождественская оратория», «Магнификат» и пастиччио из светских кантат Баха, «Немецкий реквием» Брамса, «Песнь о земле» Малера, произведения Генделя.

Свое 60-летие в 2014 году коллектив отметил гала-концертом в Мюнхенском Принцрегент-театре. К юбилею был выпущен CD «60 лет Мюнхенскому Баховскому хору и Баховскому оркестру».

В 2015 году хор участвовал в исполнении 9-й симфонии Бетховена (с Мангеймским филармоническим оркестром), «Мессии» Генделя, «Страстей по Матфею» (с Мюнхенской Баховской коллегией), «Вечерни Девы Марии» Монтеверди, совершил гастроли по странам Прибалтики. В числе сделанных за последние несколько лет записей

В марте 2016 года Мюнхенский Баховский хор после 35-летнего перерыва побывал в Москве, исполнив «Страсти по Матфею» Баха. В том же году хор принимал участие в исполнении оратории Генделя «Мессия» в восьми главных соборах Южной Франции, получив горячий прием и восторженные отзывы.

В 2017 году хор принял участие в фестивале «Европейские недели» в городе Пассау (Нижняя Бавария) и с аншлагом выступил в базилике аббатства Оттобойрен. В ноябре 2017 года Баховский хор впервые выступил с камерным оркестром Ференца Листа в будапештском Дворце искусств.

В октябре нынешнего года, накануне новой встречи с московской публикой, Мюнхенский Баховский хор гастролировал в Израиле, где вместе с Израильским филармоническим оркестром под руководством Зубина Меты исполнял «Коронационную мессу» Моцарта в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе.

После концерта в Москве, на котором (как и полвека назад, во время первых гастролей Мюнхенского Баховского хора в СССР) будет исполнена Месса си минор Баха, до конца года хор и оркестр под управлением Хансайорга Альбрехта дадут концерты в Зальцбурге, Инсбруке, Штутгарте, Мюнхене и других городах Австрии и Германии. В нескольких программах прозвучат оратория Генделя «Иуда Маккавей» и «Чичестерские псалмы» Леонарда Бернстайна (к 100-летию со дня рождения композитора), а в заключительном концерте года – «Рождественская оратория» Баха.

Источник: meloman.ru

реклама

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама