Рояль (от франц. royal — королевский, царственный) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент, одна из разновидностей фортепиано. Термин «клавесин рояль» (clavecin royal) введён мастером клавишных инструментов И. Вагнером (работал в Дрездене), к-рый назвал так сконструированное им в 1774 фп. с 3 педалями и регистрами (с течением времени Р. с регистрами перестали изготовлять). В Р. струны, дека и механика расположены в горизонтальной плоскости. Характерная особенность Р. — крыловидная форма корпуса, обусловленная размерами прилегающих струн — более коротких для высоких и более длинных для низких звуков. Прототип совр. Р. — пьянофорте (фортепьяно), изобретённое в 1709–11 итал. мастером Б. Кристофори. Более 100 лет Р. оставался деревянной конструкцией; затем увеличение числа струн, большее их натяжение, вызванное постепенным повышением строя, а также стремление мастеров продлить срок эксплуатации инструмента привели сначала к укреплению деревянной рамы металлич. распорками — шпрейцами; в 1-й четв. 19 в. стали применяться т. н. полосовые и трубчатые металлич. рамы, в сер. 19 в. — цельнолитые чугунные. У совр. Р. суммарная сила натяжения струн превышает 20 тонн. В 1821 С. Эраром введена механика с двойной репетицией (см. Механика фортепианная). В целях сохранения наибольшей длины (важна для звучания басов) и одноврем. уменьшения габаритов Р. в 1-й пол. 19 в. стало применяться диагональное, т. н. перекрёстное расположение струн в 2 (одна над другой) плоскостях (система введена Бабкоком в 1830); в нек-рых конструкциях в кон. 19 — нач. 20 вв. струны располагались в 3 плоскостях. Фп. мастера и фирмы вносили в разное время разл. усовершенствования, среди них — задерживающаяся педаль и дискантовый колокольчик (фирма «Стайнуэй»), т. н. аликвотные струны (см. Резонансовые струны; «Блютнер») и др. По размерам Р. делятся на концертные (длина до 3 м), салонные (ок. 2 м), кабинетные (1,6–1,8 м), «миньон» (1,1–1,5 м). Диапазон совр. малых Р. — 7 октав, салонных и конц. — 7ј октавы — А2 — с5 и более (Р. фирмы «Бёзендорфер» — F2 — с5).
Основатели наиболее известных фирм: в России — Ф. Дидерихс, Я. Беккер, К. Шредер, Ф. Мюльбах (все — Петербург), Трессольт (Рига); в Германии — Ю. Блютнер (Лейпциг), Р. Ибах (Бармен), Ю. и П. Шидмайер (Штутгарт), К. Рёниш (Дрезден), К. Бехштейн (Берлин), А. Фёрстер (Лейпциг); во Франции — С. Эрар, И. Плейель, Г. Герц и И. Фрейденталер (Париж); в США — Г. Э. Стайнуэй (ныне «Стайнуэй и сыновья», Нью-Йорк), К. Мейер (Филадельфия); в Чехословакии — А. Петров («Петров»). В СССР наиболее известные марки — «Красный Октябрь» (Ленинград), «Эстония» (Таллин).
Литература: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934, История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Junghanns H., Der Piano- und Flugelbau, Lpz., 1932, B., 1952, Frankfurt/Main, 1960. См. также лит. при ст. Фортепиано.
Г. И. Благодатов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.