Полиритмия

Категории словаря

Полиритмия (от греч. polus — многий и ритм) — сочетание в одновременности двух или нескольких ритмических рисунков. П. в широком смысле — объединение в многоголосии любых не совпадающих друг с другом ритмич. рисунков (напр., в одном голосе — четвертные, в другом — восьмые); противоположна моноритмии — ритмич. тождеству голосов. П. — явление, характерное для муз. культуры стран Африки и Востока (напр., сочетание разл. ритмов, исполняемых на ударных инструментах), а также общая норма для многоголосия европ. музыки; начиная с мотета 12–13 вв. — необходимое условие полифонии. П. в узком смысле — такое сочетание ритмич. рисунков по вертикали, когда в реальном звучании отсутствует соизмеряющая все голоса наименьшая временная единица (соединение бинарных делений с особыми видами ритмич. деления — триолями, квинтолями и т. п.); характерна для музыки Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, а также для А. Веберна, композиторов 50-60-х гг. 20 в.

А. Веберн. «Это — песня только для тебя», ор. 3 No 1.

Особым видом П. является полихронность (от греч. polus — многий и xronos — время) — сочетание голосов с разл. единицами измерения времени; отсюда полихронная имитация (в увеличении или уменьшении), полихронный канон, контрапункт. Полихронность с большим контрастом соизмеряющих единиц может производить впечатление политемповости, одноврем. сочетания голосов в разл. темпах (см. пример ниже). Полихронность присуща полифонии на cantus firmus, когда последний проводится более крупными длительностями, чем остальные голоса, и образует по отношению к ним контрастный временной план; широко распространена в музыке от раннего многоголосия до позднего барокко, в частности характерна для изоритмич. мотетов Г. де Машо и Ф. де Витри, для хоральных обработок И. С. Баха (органных, хоровых):

И. С. Бах. Хоральная прелюдия для органа «Nun freut euch, lieben Christen g’mein».

У композиторов нидерландской школы полихронность использовалась в канонах с неодинаковыми временными измерениями, «пропорциями» («пропорциональный канон», по Л. Файнингеру). В 20 в. она применялась в поздних соч. Скрябина, композиторами новой венской школы, мн. композиторами 50-60-х гг.

A. H. Скрябин. 6-я соната для фп.

Одной из распространённых форм организации П. является полиметрия.

В. Н. Холопова
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Монодия Теория музыки
Пианола Музыкальные инструменты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Рапсод Термины и понятия
Чешская музыка Национальные культуры
Pas marche, па марше Балет и танец
Фиоритура Термины и понятия
Родство тональностей Теория музыки
Югославская музыка Национальные культуры
Реверанс Балет и танец
Духовная музыка Термины и понятия
Африканский танец Балет и танец

Реклама