Домбра

Категории словаря
Домбра

Домбра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Распространён в Казахстане; встречается также в Узбекистане (думбыра, думбрак), Башкирии (думбыра). Имеет 2 жильные струны, настроенные в кварту, реже в квинту. Одна из них мелодическая. Длина инструмента 800-1300 мм. Д. делается из дерева (ели, сосны, ореха, тала, берёзы, кедра).

В Казахстане существуют 2 осн. разновидности Д. - зап.-казах, и вост.-казах. У первой - грушевидный долблёный (иногда клеёный) корпус, плоская верхняя дека с неск. резонаторными отверстиями, длинная узкая шейка; лады - навязные, жильные (14-17), диапазон до 27 1/2 октав. Вост.-казах. Д. имеет плоский клеёный (реже долблёный) корпус лопатообразной (или треугольной) формы, более короткую и широкую шейку, 7-9 ладов.

На Д., особенно зап.-казах., можно исполнять сложные виртуозные пьесы. Штриховая техника правой руки определяет ритмич. рисунок и динамику, отражает характер произв. Наиболее употребительны: одновременный удар 4 пальцами, быстрые чередующиеся удары, раздельный удар большим и указательным пальцами, скользящий удар подушками пальцев и др.; при скользящем задевании бурдонирующей струны возникает эффект косвенного двухголосия. Пьесы для зап.-казах. Д., как правило, целиком двухголосны. Для вост.-казах. - чаще одноголосны, что связано с иными штриховыми приёмами, преим. защипыванием струны. Зап.-казах. Д. используется гл. обр. как сольный инструмент (её репертуар составляют кюи), вост.-казах. преим. аккомпанирует пению. Существуют разл. домбровые школы, имеющие свои специфич. приёмы штриховой техники. 7 наиболее известных связаны с именами казах. домбристов 19 в. - Курмангазы, Даулеткерея Шигаева, Абула, Адаевских, Казангапа, Таттимбета, Байсерке. Одним из замечательных домбристов конца 19 - 1-й пол. 20 вв. была ученица Курмангазы - Дина Нурпеисова. Совершенствованию домбрового исполни- тельства способствовали состязания музыкантов-домбристов. Многовековые традиции домбровой музыки получили развитие в Сов. Казахстане. В 1934 здесь на основе бытующего типа Д. созданы её орк. разновидности, вошедшие в состав Оркестра казахских нар. инструментов им. Курмангазы.

Настройка народной домбры

Настройка народной домбры

Настройка и диапазон оркестровой домбры

Настройка и диапазон оркестровой домбры

Узбекская Д. имеет грушевидный корпус и шейку без ладов; выдалбливается из одного куска дерева. Используется в домашнем музицировании и пастушеском быту; на этом инструменте исполняются спец. пьесы, наигрыши, аккомпанемент к дастанам. Играют на Д. бряцанием и защипыванием; широко применяется двухголосие (ленточное, бурдонное, иногда имитационное). Д. является осн. муз. инструментом в сельских местностях Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и части Самаркандской областей Узб. ССР.

Литература: Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963; Гизатов Б., Казахский оркестр им. Курмангазы, A.-A., 1955, Жубанов A., Струны столетий, А.-А., 1958; Кароматов Ф., Узбекская домбровая музыка, Таш., 1962.

И. М. Вызго-Иванова

реклама

вам может быть интересно

Гавот Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Аллилуйя Церковная музыка
Язычок Музыкальные инструменты
Kyrie eleison, кирие элeйсон Церковная музыка
Казачок Музыкальные жанры
Дуда Музыкальные инструменты
Созвучие Термины и понятия
Брно Города
Тонадилья Музыкальные жанры
Симфоническая музыка Термины и понятия

Реклама