Минор

Категории словаря

Минор (итал. minore, от лат. minor — меньший; также moll, от лат. mollis — мягкий) — лад, в основе которого лежит малое (минорное) трезвучие, а также ладовая окраска (наклонение) этого трезвучия. Структура минорного лада (a-moll, или ля минор):

Основной звукоряд (мелодическая модель ряда)

Главные аккорды. Гармоническая модель гармонического минора

М. (как трезвучие, не совпадающее полностью с нижними тонами натурального звукоряда, и как лад, строящийся на основе этого трезвучия) имеет тёмную окраску звучания, противоположную мажору, что составляет один из важнейших эстетич. контрастов в музыке. М. (собственно «минорность») может пониматься и в расширительном смысле — не как лад определ. структуры, а как ладовая окраска, обусловливаемая наличием звука, расположенного на малую терцию вверх от осн. тона лада. С этой точки зрения качество минорности свойственно большой группе ладов: натуральным эолийскому, фригийскому, дорийскому, нек-рым пентатонным (a-c-d-e-g) и др.

В нар. музыке родственные М. натуральные лады минорной окраски существовали, по-видимому, уже в далёком прошлом. Минорность издавна свойственна также значит. части мелодий проф. светской (в частности, танцевальной) музыки. Однако лишь в сер. 16 в. прототипы М. — эолийский лад вместе со своей плагальной разновидностью — были узаконены в европ. муз. теории (в трактате Глареана «Dodekachordon», 1547) в качестве IX и X церк. тонов. 16 век — время вытеснения старых ладов мажором и М. (во всех жанрах от бытовой танц. музыки до высокой полифонии). Эпоха функционального мажора и М. охватывает в европ. музыке 17–19 вв. Процесс освобождения от интонац. формул старых ладов был для М. более сложен, чем для мажора. И даже в классико-романтич. период (с сер. 18 до кон. 19 вв.), когда М. по образцу мажора приобрёл свой классич. вид (опора на три главных аккорда — Т, D и S), в структуре лада прочно закрепилась двойственность нек-рых ступеней (высокая VII при движении вверх, низкая VII при движении вниз) — остаток прежнего богатства ренессансной ладовости. К кон. 19 в. М. (как и мажор) отчасти реорганизуется за счёт включения в лад недиатонич. элементов и функциональной децентрализации. В совр. музыке М. существует как одна из многочисл. звуковых систем. См. Наклонение.

Ю. Н. Холопов

реклама

вам может быть интересно

Кюй Национальные культуры
Опера-семисериа Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Октава Теория музыки
Дансантность Балет и танец
Бурре Музыкальные жанры
Лёгкая музыка Термины и понятия
Музыкальные инструменты Термины и понятия
Классицизм в музыке Термины и понятия
Граммофон Термины и понятия
Фонизм Термины и понятия
Музыкальное воспитание Термины и понятия

Реклама