Galina Mezentseva
Лауреат Международных конкурсов балета (Москва, 1977; Осака, 1980), заслуженная артистка РСФСР (1978), народная артистка РСФСР (1983), лауреат Государственной премии РСФСР (1980).
Окончила ЛХУ в 1970 (ученица Н Беликовой). С 1970 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Эсмеральда («Собор Парижской богоматери»), Нестан-Дареджан («Витязь в тигровой шкуре»); др. партии: Одетта — Одиллия; Повелительница дриад, Китри («Дон Кихот»), Подруга Раймонды, Раймонда («Раймонда»), Никия, Мехменэ Бану, Зарема, Эгина; Солистка («Па-де-катр»), фея Сирени, Аврора («Спящая красавица»), Жизель, Хозяйка Медной горы, Сильфида; Девушка («Ленинградская симфония»), «Умирающий лебедь». Снялась в заглавной роли в т/ф «Незнакомка» (по А. Блоку).
С первых сценических шагов Мезенцевой удавалось быть оригинальной, не похожей на других и при этом оставаться верной канонам ленинградской хореографической школы. Уникальные внешние данные — удлиненные линии рук и ног, особая хрупкость облика, как бы предназначенные для создания на сцене образов романтической хореографии, дополнялись музыкальностью, редкой способностью к импровизации и, главное, высочайшим уровнем артистизма, где эмоции наполняют каждую хореографическую фразу. Таковы величавая фея Сирени, горделивая и страстная Одетта и трагически прекрасная Никия. Особое место в репертуаре балерины занимает Жизель.
Убедительна балерина и в ролях современного репертуара. Истинным трагизмом веет от ее Мехменэ Бану, значительна и ее обольстительно-коварная Эгина. Большой общественный резонанс получила роль Эсмеральды в «Соборе Парижской богоматери», которую Мезинцева подготовила п/р хореографа Р. Пети.
Сложный и многогранный образ Нестан-Дареджан строится балериной на резких контрастах: страсть возлюбленной, страх перед ненавистным замужеством, отчаяние пленницы и, наконец, почти паучья личина жертвы колдовства. «...Г. Мезенцева вдохнула в роль Нестан-Дареджан поэзию собственной незаурядной личности. И тем самым раскрыла целый мир чувств, столь прочно скрытый внутри пластики героини,— писала В. Красовская.— Пластика наполнилась биением пылкого и благородного сердца, каждый условный жест, каждое движение — завиток в хитросплетенной фразе танца — окрасились оттенками нежности или печали, страсти или гнева. Голос живого чувства зазвучал в монологах героини...»
Сочинения: Если душа родилась крылатой (беседа с Л. Емельяненко).— Смена, 1078, 3 сент.; Только истинные чувства (беседа с И. Ерыкаловой).— Ленингр. рабочий, 1979, 30 июня.
Литература: Прохорова В. Галина Мезенцева [Буклет].— Л., 1984; Чистякова В. Еще одна Одетта.— Смена, 1973, 7 дек.; Прохорова В. Крылья крепнут в полете.— Театральная жизнь, 1975, № 4; Алешина Л. Продолжение следует.— Сов. культура, 1978, 22 апр.; Моисеева О. Поэзия танца.— Веч. Ленинград, 1978, 22 июня; Прохорова В. С трагическим накалом.— Театральная жизнь, 1978, № 11; Деген А. С чего начинается полет.— Ленингр. правда, 1980, 7 июня; Макаров А. Яркое дарование.— Веч. Ленинград, 1980, 30 окт.; Карп П. Увидеть белого лебедя...— Смена, 1980, 13 дек.; Прохорова В. Время в танце.— Сов. культура, 1982, 30 апр.; Яковлева Е. Галина Мезенцева,— Театр, 1983, № 6; Прохорова В. В ожидании звездного часа,— Театральная жизнь, 1983, № 12.
А. Деген, И. Ступников