Timofei Dokschitzer
Среди легендарных музыкантов отечественной культуры почетное место занимает имя феноменального музыканта, трубача Тимофея Докшицера. В декабре минувшего года ему бы исполнилось 85 лет, и этой дате было посвящено несколько концертов, а также спектакль (балет «Щелкунчик») в Большом театре, где Докшицер проработал с 1945-го по 1983 год. Его коллеги, ведущие российские музыканты, некогда игравшие с Докшицером в оркестре Большого — виолончелист Юрий Лоевский, альтист Игорь Богуславский, тромбонист Анатолий Скобелев, его постоянный партнер, пианист Сергей Солодовник, — выступили на сцене Московского колледжа имени Гнесиных в честь великого музыканта.
Этот вечер вообще запомнился своей приподнятой атмосферой праздника — ведь вспоминали артиста, имя которого в известной мере стало музыкальным символом России наряду с Д.Ойстрахом, С.Рихтером. Ведь недаром известный немецкий дирижер Курт Мазур, неоднократно выступавший с Докшицером, говорил, что «как музыканта я ставлю Докшицера наравне с величайшими скрипачами мира». А Арам Хачатурян называл Докшицера «поэтом трубы». Звук его инструмента очаровывал, ему были подвластны самые тонкие нюансы, кантилена, сравнимая с человеческим пением. Тот, кто однажды услышал игру Тимофея Александровича, становился безоговорочным поклонником трубы. Об этом, в частности, говорила заместитель директора Гнесинского колледжа И.Писаревская, делясь личными впечатлениями от встречи с искусством Т.Докшицера.
Думается, что столь высокие оценки творчества артиста отражают невероятную глубину и разносторонние грани его таланта. Например, Т.Докшицер успешно окончил дирижерский факультет у Л.Гинзбурга и одно время вел спектакли в Филиале Большого театра.
Важно отметить и тот факт, что своей концертной деятельностью Тимофей Александрович способствовал новому взгляду на исполнительство на духовых инструментах, которые благодаря ему стали считать полноценными солистами. Докшицер был инициатором создания Российской гильдии трубачей, консолидировавшей музыкантов и способствовавшей обмену артистическим опытом. Он также много внимания уделял расширению и улучшению качества репертуара для трубы: сам сочинял, заказывал произведения современным композиторам, а в последние годы составил уникальную нотную антологию, где были изданы многие из таких опусов (кстати, не только для трубы).
Т.Докшицер, проходивший в консерватории полифонию у профессора С.Евсеева, ученика С.Танеева, занимаясь инструментовкой у композитора Н.Ракова, и сам делал блестящие аранжировки лучших образцов классики. В мемориальном концерте прозвучала его транскрипция «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина, исполненная солистом Большого театра России, трубачом Евгением Гурьевым и симфоническим оркестром колледжа под управлением Виктора Луценко. А в «коронных» пьесах — в «Испанском» и «Неаполитанском» танцах из «Лебединого озера», которые Тимофей Александрович неподражаемо играл, — в этот вечер солировал А.Широков, ученик Владимира Докшицера, его родного брата.
Педагогика занимала в жизни Тимофея Докшицера не менее важное место: он преподавал в Институте имени Гнесиных более 30 лет и вырастил плеяду отличных трубачей. Переехав в начале 1990-х жить в Литву, Т.Докшицер консультировал в Вильнюсской консерватории. Как отмечают знавшие его музыканты, педагогический метод Докшицера во многом обобщил принципы его учителей — И.Василевского и М.Табакова, делая акцент прежде всего на воспитании музыкантских качеств у студента, на работе над культурой звука. Поддерживая художественную планку, Т.Докшицер организовал в 1990-х годах конкурсы трубачей. И один из его лауреатов, Владислав Лаврик (первая труба Российского национального оркестра), выступил в этом памятном концерте.
Почти два года, как ушел из жизни великий музыкант, но остались его диски (золотой фонд нашей классики!), остались его статьи и книги, где запечатлен образ артиста гениального дарования и высочайшей культуры.
Евгения Мишина, 2007 год