Маски — увеселительное представление, устраивавшееся в Англии в 16–17 вв. при дворе или в домах аристократов. Представляло собой пышный феерический комедийный дивертисмент, состоявший из серии сменявших друг друга сцен и номеров: маскарадных шествий, танцев, драм. диалогов, лирич. эпизодов, комич. интермедий, буффонад, пения (сольного, хорового) и инстр. музыки. Исполнителями М. были как любители, так и актёры-профессионалы. Вершины жанр М. достиг на рубеже 16–17 вв., привлекая внимание таких крупных деятелей, как драматург Б. Джонсон и художник-постановщик И. Джонс. Сюжеты М. носили обычно мифологич. или пасторально-аллегорич. характер. Для М. писали поэты и драматурги Ф. Сидней, Ф. Бомонт, У. Давенант, Дж. Чапмен, Дж. Мильтон. Однако в целом в этом жанре преобладала зрелищная сторона. М. отличалась сложностью декорац. оформления, тщательной разработкой сценич. эффектов, богатством костюмов.
Постановочные принципы М. были позднее использованы в англ. оперно-балетных спектаклях. Осн. стержнем М. были танцы, сопровождавшиеся инструментальным, а иногда и вок. ансамблем. Пышное представление М. открывалось обычно громогласным муз. вступлением — звучало до 20 гобоев, рогов и труб. В более позднее время это вступление иногда превращалось почти в симфонию. Количество музыкантов, певцов и хористов достигало порой неск. десятков человек. Как муз. форма М. получила разработку в творчестве композиторов Т. Кампиона, Г. Лоуса, Н. Ланьира и др. Впервые в маске Кампиона (1612) встречаются муз. диалоги. Речитативный стиль был введён Ланьиром в музыке к М. «Влюблённые в человеческом облике» Б. Джонсона (1617). Тщательно разработана муз. сторона в знаменитой М. «Комус» на текст Мильтона (1637, комп. Лоус). К сер. 17 в. М. подготовили возникновение англ. оперы.
Литература: Грубер Р. И., Музыка в театре. Английские маски, в его кн.: История музыкальной культуры, т. 2, ч. 2, с. 231–61; Боянус С. К., Внешний обиход придворного театра времен королевы Елизаветы, в кн.: Ежегодник Петроградских государственных театров. Сезон 1918–1919, П., 1920; Dent E. J., Foundations of english opera. A study of musical drama in England during the 17 century, Camb., 1928; Niсо11 A., Stuart masques and the renaissance stage, L., (1937); Lawson J., Mime, L., (1957), p. 145–148.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.