Margarete Wallmann
Маргарет Вальман (нем. Margarete Wallmann, Margarethe Wallmann, Margarita Wallma), она же Маргарита Вальман (22 июня или июля 1901 или 1904 — 2 мая 1992) — австрийская балерина, хореограф, сценограф и оперный режиссёр.
Училась в балетной школе при Венской опере, затем у Е. П. Эдуардовой и О. И. Преображенской, а также в Дрездене у М. Вигман. Дебютировала в Мюнхенской опере. В 1927 открыла в Берлине школу, где преподавала по системе Вигман. В 1928 была приглашена преподавать методику Вигман в США в школу Денишоун. Вернувшись в Европу, организовала труппу, для которой поставила балеты «Орфей-Дионис» на музыку Глюка, «Страшный суд» на музыку Генделя.
В начале 30-х гг. стиль постановок Вальман изменился: наряду с выразительными средствами немецкого экспрессионистского танца она стала пользоваться элементами классического танца. В 1933-39 поставила ряд оперных спектаклей для Зальцбургского фестиваля («Орфей и Эвридика» Глюка, «Оберон» Вебера и др.). В 1934-39 возглавляла балетную труппу Венской государственной оперы и школу при ней. Постановки: «Австрийская крестьянская свадьба» на народную музыку в оброботке Зальмхофера (1934), в котором широко использовались элементы австрийского фольклора; «Фанни Эльслер» Надрра (1934), «Милый Августин» Штайнбрехера (1936).
В 1937-1948 работала в театре «Колон» (Буэнос-Айрес), где поставила множество балетов, в т. ч. на музыку аргентинских композиторов — «Панамби» Хинастеры, «Река Апуримак» Наполитано и др.
Организовала собственную камерную труппу, для которой поставила балет-ораторию «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Историю солдата» Стравинского и др.
С 1949 работала в «Ла Скала», где поставила балеты «Кувшин» Казеллы (1949), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1951) и др. Один из новых балетов, который она создала, был «Vita dell’uomo» («Жизнь человека») Альберто Савинио (1958).
С 1952 года она посвятила себя постановкам опер. Была режиссером премьерных спектаклей «Давида» Дариюса Майо, «Турандот» в 1958 году с Биргит Нильссон. Кроме того, в Ла Скала она поставила «Медею» (дирижер Леонард Бернстайн, 1953), «Альцесту» (дирижер Карло Мария Джулини, 1954), «Норму» и «Бал-маскарад» (1957).
В 1957 году Вальман вернулась в Венскую государственную оперу и поставила «Тоску» (дирижер Герберт фон Караян, в главной роли Рената Тебальди), в последующие годы — «Диалоги кармелиток» (дирижер Генрих Холлрайзер), «Убийство в соборе» (1960, дирижер Герберт фон Караян), «Силу судьбы» (1960, дирижер Дмитрис Митропулос), «Турандот» (1961, дирижер Франческо Молинари-Праделли), «Дон Карлос» (1962, дирижер Оливьеро де Фабрициис).
Для Немецкой оперы в Берлине поставила «Турандот» (1965) и «Силу судьбы» (1970). Одним из ее последних спектаклей был «Кавалер розы» для оперы «Монте-Карло» (1987).