Ferdinand Hérold
Французский композитор. Сын пианиста и композитора Франсуа Жозефа Герольда (1755-1802). С детства обучался игре на фортепиано, скрипке, изучал теорию музыки (у Ф. Фетиса). В 1802 поступил в Парижскую консерваторию, занимался у Л. Адана (фортепиано), К. Крейцера (скрипка), Ш. Кателя (гармония), с 1811 — у Э. Мегюля (композиция). В 1812 получил Римскую премию (за кантату «Мадемуазель де Лавальер»). 1812-15 провёл в Италии, где с успехом была поставлена его первая опера «Юность Генриха V» («La gioventu di Enrico Quinto», 1815, театр «Дель Фондо», Неаполь). С 1820 аккомпаниатор «Театра Итальен» (Париж), с 1827 хормейстер театра «Королевская академия музыки».
Основная область творчества Герольда — опера. Писал преимущественно в жанре комической оперы. В лучших из его лирико-комедийных произведениях жизненность, жанровая характерность образов сочетаются с романтическим колоритом и лирической выразительностью музыки. Опера «Луг писцов» («Le Pré aux Clercs», по роману «Хроника царствования Карла IX» Мериме, 1832), в которой воспевается чистая, верная любовь и осмеиваются пустота, безнравственность придворных кругов, — одно из значительных произведений французской комической оперы 1-й половины 19 в. Герольд приобрёл известность романтической оперой «Цампа, или Мраморная невеста» (1831), завоевавшей популярность на оперных сценах всех европейских стран.
Автор шести балетов, в том числе: «Астольф и Джоконда», «Сомнамбула, или Приезд нового помещика» (балеты-пантомимы, оба — 1827), «Лидия», «Тщетная предосторожность» (наиболее известный; оба — 1828), «Спящая красавица» (1829). Все балеты были поставлены в Парижской опере балетмейстером Ж. Омером.
В 1828 г. Герольд частично обработал, частично заново написал музыку к двухактному балету «Тщетная предосторожность», впервые поставленному Добервалем в Бордо в 1789 г. с музыкой, составленной из отрывков популярных в то время произведений.
Музыке Герольда свойственны мелодичность (его мелодика основывается на песенно-романсовых интонациях французского городского фольклора), изобретательность оркестровки.
Умер Герольд 19 января 1833 г. в Терне, близ Парижа.
Сочинения:
оперы (свыше 20), в т.ч. (даты постановок; все в театре «Опера комик», Париж) — Скромницы (Les rosières, 1817), Колокольчик, или Дьявол-паж (La Clochette, ou Le Diable page, 1817), Первый встречный (Le Preminer Venu, 1818), Менялы (Les Troquerus, 1819), Погонщик мулов (Le Muletier, 1823), Мари (1826), Иллюзия (L’Illusion, 1829), Цампа, или Мраморная невеста (Zampa, ou La Fiancée de marbre, 1831), Людовик (1833, завершена Ф. Галеви); 6 балетов (даты постановок) — Астольф и Джоконда (1827), Сомнамбула (1827), Лидия (1828), La fille mal gardée (1828, на русской сцене — под названием «Тщетная предосторожность»), Спящая красавица (La Belle au bois dormant, 1829), Деревенская свадьба (La Noce de village, 1830); музыка к драме «Последний день Миссолонги» Озано (Le Dernier jour de Missolonghi, 1828, театр «Одеон», Париж); 2 симфонии (1813, 1814); 3 струнных квартета; 4 фп. концерта, фп. и скр. сонаты, инструментальные пьесы, хоры, песни и др.