Natalia Bolshakova
Народная артистка РСФСР (1983), лауреат Международных конкурсов артистов балета (Варна, 1968; Москва, 1969). Окончила ЛХУ в 1963 (ученица Л. Тюнтиной), балетмейстерское отдедение Ленинградской консерватории в 1987 (класс О. Виноградова).
С 1963 в Мариинском театре. Первая исполнительница партий: Хуана («Жемчужина»), Ева; трио («Зачарованный нринц»), кумыкский танец («Горянка»), Ариадна («Икар»), Солистка («Дорога» в «Хореографических новеллах»), Шура Азарова («Гусарская баллада»), Наталья Николаевна («Пушкин»), Тора («Фея Рондских гор»), Марья Антоновна («Ревизор»), Подруга матроса («Три товарища»), царица Тинатин («Витязь в тигровой шкуре»); др. партии: Лауренсия; Девушка («Ленинградская симфония»), Маша; Аврора, Флорина, Белая кошечка («Спящая красавица»), Одетта—Одиллия, па-де-труа («Лебединое озеро»), Гамзатти, 1-я вариация в акте «Тени» («Баядерка»), Злюка, феи Весны, Осени, Лета, Зимы («Золушка»), Ала («Скифская сюита»), Жизель, Монна, классический дуэт («Жизель»), Подруга Раймонды, вариация в сцене «Сон» («Раймонда»), Сверстница Джульетты («Ромео и Джульетта»), Мольба («Берег надежды»), Планета («Далекая планета»), Коршун («Страна чудес»), хореографические миниатюры «Птица и охотник», «Жар-птица», «Вечная весна», 2-й, 7-й вальсы («Вальсы Равеля»), Золушка, Сари; Солистка («Балетный дивертисмент»), Китри; мазурка и 7-й вальс («Шонениана»), Хозяйка Медной горы; Асият («Горянка»), Эсмеральда («Собор Парижской богоматери»), Сильфида. Снималась в к/ф «Фуэте».
«Изящество, классическая строгость, чистота линий принцессы Флорины и капризная изломанность сценического рисунка Кошечки, столь непохожие друг на друга, наглядно демонстрируют разносторонность и своеобразие дарования» — так характеризовала молодую Большакову Г. Кремшевская. Знакомство с хореографией Л. Якобсона «размягчило» классическую природу дарования артистки, но истинные удачи ждали ее в творческой встрече с К. Голейзовским, а также в работе над ролью Евы. Балерина уверенно передавала сложную гамму психологических нюансов, создавала цельный и своеобразный образ-характер. После «Сотворения мира» стало ясно, что истинное призвание и масштаб уникального дуэта Большаковой и В. Гуляева реализуются прежде всего в хореографии современной.
Сегодня задорная роль девицы-кавалеристки, которую все принимают за юношу («Гусарская баллада»), а завтра — образ красавицы Н. Пушкиной, женщины, споры о которой не умолкают уже полтора века. Одаренная девушка, почти ребенок, сильная своим бескомпромиссным прямодушием («Барьер»), и Марья Антоновна («Ревизор») — ленивая, перезрелая девица, чье провинциальное жеманство лишь слегка прикрывает ее хищность.
Литература: Якубова И. Дуэт [Буклет].— Л., 1981; Ступников И. Наталья Большакова.— В кн.: Молодые артисты ленинградского балета. Л., 1969; Кремшевская Г. Продолжая традиции,— Сов. культура, 1965, 7 сент.; Ступников И. Когда сопутствует волнение,— Театр, жизнь, 1968, № 16; Деген А. На двоих одна душа...— Смена, 1981, 10 февр.; Белова Е. Линии крыла.— Сов. культура, 1981, 13 марта; Гительман Л. Дуэт мастеров.— Веч. Ленинград, 1982, 5 янв.; Деген А. Дуэт.— Ленингр. правда, 1982, 20 февр.; Савицкая Л. В ритмах времени.— Сов. культура, 1983, 20 янв.; Белова Е. Наталья Большакова.— Театр, 1983, № 6.
А. Деген, И. Ступников