Albert Lortzing
Родился 23 октября 1801 года в Берлине. Родители его были актерами передвижных оперных трупп. Беспрестанная кочевая жизнь не дала возможности будущему композитору получить систематическое музыкальное образование, и он до конца своих дней оставался талантливым самоучкой. С юных лет тесно связанный с театром, Лорцинг выступает в детских ролях, а затем исполняет партии тенора-буффо во многих операх. С 1833 года он становится капельмейстером оперного театра в Лейпциге, а впоследствии работает оперным капельмейстером в Вене и Берлине.
Богатый практический опыт, хорошее знание сцены, близкое знакомство с оперным репертуаром способствовали успешной деятельности Лорцинга как оперного композитора. В 1828 году он создает свою первую оперу «Али, паша Янины», поставленную в Кельне. Широкую славу Лорцингу принесли его комические оперы, пронизанные ярким народным юмором, это — «Два стрелка» (1835), «Царь и плотник» (1837), «Оружейник» (1846) и другие. Кроме того Лорцинг написал романтическую оперу «Ундина» (1845) — на сюжет новеллы Ф. Мотт-Фуке, переведенной В. А. Жуковским и использованной П. И. Чайковским для создания своей одноименной ранней оперы.
Комические оперы Лорцинга отличаются искренним, непосредственным весельем, они сценичны, занимательны, их музыка изобилует легко запоминающимися мелодиями. Все это завоевало им популярность среди широких кругов слушателей. Лучшие из опер Лорцинга — «Царь и плотник», «Оружейник» — до сих пор не сходят с репертуара музыкальных театров Европы.
Альбepт Лорцинг, ставивший перед собой задачу демократизации немецкой оперы, продолжал традиции старинного немецкого зингшпиля. Реалистически-бытовое содержание его опер свободно от фантастических элементов. Некоторые произведения написаны на сюжеты из жизни ремесленников и крестьян («Два стрелка», 1837; «Оружейник», 1846), в других нашли отражение идеи освободительной борьбы («Поляк и его сын», 1832; «Андреас Хофер», пост. 1887). В операх «Ганс Сакс» (1840) и «Сцены из жизни Моцарта» (1832) Лорцинг пропагандировал достижения национальной культуры. Сюжет оперы «Царь и плотник» (1837) заимствован из биографии Петра I.
Музыкально-драматическая манера Лорцинга характеризуется ясностью и изяществом. Жизнерадостная, напевная музыка, близкая народно-бытовому искусству, придавала его операм большую доступность. Но вместе с тем искусство Лорцинга отличается легковесностью и отсутствием художественного новаторства.
Умер Альберт Лорцинг 21 января 1851 года в Берлине.
Сочинения:
оперы (даты постановок) — Сокровищница инков (Die Schatzkammer des Ynka, соч. 1836), Царь и плотник (1837), Карамо, или Ловля рыбы острогой (Caramo, oder das Fischerstechen, 1839), Ганс Сакс (1840), Казанова (1841), Браконьер, или Голос природы (Der Wildschütz oder Die Stimme der Natur, 1842), Ундина (1845), Оружейник (1846), К гроссадмиралу (Zum Grossadmiral, 1847), Оруженосцы Ролланда (Die Rolands Knappen, 1849), Оперная репетиция (Die Opernprobe, 1851); зингшпили — Четыре часовых на посту (Vier Schildwachen aut einem Posten, 1828), Поляк и его дитя (Der Pole und sein Kind, 1832), Сочельник (Der Weihnachtsabend, 1832), Сцены из жизни Моцарта (Scenen aus Mozarts Leben, 1832), Андреас Хофер (1832); для хора и голосов с оркестром — оратория Вознесение Христа (Die Himmelfahrt Jesu Christi, 1828), Юбилейная кантата (на стихи Ф. Шиллера, 1841); хоры, в т. ч. посвященные Революции 1848 сольные песни; музыка к драматическим спектаклям.