Конкретная музыка

П. Шеффер

Конкретная музыка (франц. musique concrète) — звуковые композиции, создаваемые с помощью записи на магнитофонную ленту разл. природных или искусственных звучаний, их преобразования, смешения и монтажа. Совр. техника магнитной записи звука позволяет легко преобразовывать звучания (например, с помощью ускорения и замедления движения ленты, а также движения её в обратном направлении), смешивать их (с помощью одновременной переписи на ленту нескольких различных записей) и монтировать в любой последовательности. В К. м. в известной мере используются звучания человеч. голосов и муз. инструментов, однако осн. материалом для построения произв. К. м. являются всевозможные шумы, возникающие в процессе жизни. К. м. — одно из модернистских течений совр. заруб. музыки. Сторонники К. м. оправдывают свой метод сочинения музыки тем, что применение только т.н. муз. звуков якобы ограничивает композитора, что композитор вправе пользоваться для создания своего произв. любыми звучаниями. Они рассматривают К. м. как великое нововведение в области муз. иск-ва, способное заменить и вытеснить прежние виды музыки. В действительности произв. К. м., порывающие с системой звуковысотной организации, не расширяют, а предельно суживают возможности выражения определённого художеств. содержания. Хорошо разработанная методика создания К. м. (включая применение спец. аппаратов для «монтажа» и смешения звучаний — т.н. «фоногена» с клавиатурой, магнитофона с 3 дисками и др.) представляет известную ценность лишь для использования в качестве «шумового оформления» спектаклей, отдельных эпизодов кинокартин и т. д.

«Изобретателем» К. м., виднейшим представителем и пропагандистом её является франц. инженер-акустик П. Шеффер, давший этому направлению и его название. Первые «конкретные» сочинения его относятся к 1948: этюд «Турникет» («Etude aux tourniquets»), «Железнодорожный этюд» («Etude aux chemins de fer») и др. пьесы, к-рые в 1948 были переданы по Франц. радио под общим назв. «Шумовой концерт». В 1949 к Шефферу примкнул П. Анри; вместе они создали «Симфонию для одного человека» («Symphonie pour un homme seul»). В 1951 при Франц. радио была организована экспериментальная «Группа исследований в области конкретной музыки», в к-рую вошли и композиторы — П. Булез, П. Анри, О. Мессиан, А. Жоливе, Ф. Артюис и др. (нек-рые из них создали отд. произведения К. м.). Хотя новое течение обретало не только сторонников, но и противников, вскоре оно перешагнуло нац. рамки. В Париж стали приезжать не только французские, но и заруб. композиторы, перенимавшие опыт создания К. м. В 1958 под председательством Шеффера была проведена «Первая международная декада экспериментальной музыки». Тогда же Шеффер заново подробно определил задачи своей группы, к-рая с этого времени стала называться «Группой музыкальных исследований при Франц. радио и телевидении». Группа пользуется поддержкой Международного музыкального совета ЮНЕСКО. Франц. журнал «La revue musicale» посвятил проблемам К. м. три спец. номера (1957, 1959, 1960).

Литература: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2, 1955, М., 1956, с. 476–477; Шнеерсон Г., О музыке живой и мёртвой, М., 1964, с. 311–318; его же, Французская музыка XX века, М., 1970, с. 366; Sсhaeffеr P., A la recherche dune musique concrиte, P., 1952; Scriabine Marina, Pierre Boulez et la musique concrete, «RM», 1952, No 215; Baruch G. W., Was ist Musique concrete?, «Melos», Jahrg. XX, 1953; Keller W., Elektronische Musik und Musique concrete, «Merkur», Jahrg. IX, H. 9, 1955; Rоullin J., Musique concrete…, в кн.: Klangstruktur der Musik, hrsg. von Fr. Winckel, В., 1955, S. 109–132; Experiences musicales. Musiques concrete electronique extoque, «La Revue musicale», P., 1959, No 244; Vers une musique experimentale, там же, Р., 1957, No 236 (Numero special); Сasini C, Limpiego nella colonna sonora delia musica elettronica e della concreta, в кн.: Musica e film, Roma, 1959, p. 179–93; Schaeffer P., Musique concrete et connaissance de lobjet musical, «Revue Belge de Musicologie», XIII, 1959; Experiences. Paris. Juni. 1959. Par le groupe de recherches musicales de la Radiodiffusion-Television franзaise…, «La Revue musicale», P., 1960, No 247; Judd Fr. C, Electronic music and musique concrиte, L., 1961; Schaeffer P., Traitй des objets musicaux, P., 1966.

Г. M. Шнеерсон
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Метроном Термины и понятия
Фугетта Термины и понятия

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Бубен Музыкальные инструменты
Подобен Церковная музыка
Нонаккорд Термины и понятия
Метриза Термины и понятия
Чардаш Музыкальные жанры
Драматургия балета Балет и танец
Основной тон Термины и понятия
Карельская музыка Национальные культуры
Хормейстер Опера, вокал, пение

Реклама