Ирина Ивановна Масленникова (3 июня 1918 — 11 февраля 2013) — русская советская оперная певица (сопрано), педагог, профессор Московской консерватории. Солистка Большого театра СССР (1943—1960). Народная артистка РСФСР (1957).
Имя советской певицы Ирины Ивановны Масленниковой неразрывно связано с двумя «легендами» отечественного оперного искусства — Сергеем Лемешевым и Борисом Покровским. Но прежде всего она прославилась собственным талантом и мастерством, обладая чистейшим колоратурным сопрано. Снегурочка, Джильда, Мими — эти и многие другие партии исполняла она с исключительной проникновенностью.
Родина певицы — Киев, отец ее — по профессии преподаватель математики — происходил из дворянского рода. Проявив в детстве музыкальные способности, Ирина с девятилетнего возраста обучалась фортепианной игре, а музыкальное училище закончила по двум отделениям — как пианистка и как вокалистка. При поступлении в Киевскую консерваторию она сделала выбор в пользу пения. В годы учения она выступала в консерваторских постановках, среди которых были такие оперы, как «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта и «Фра-Дьяволо» Даниэля Обера.
На третьем курсе талантливую студентку приняли на стажировку в Киевский театр, но начало творческой деятельности Масленниковой пришлось на тяжелые годы Великой Отечественной войны. Учеба была прервана (консерваторию Масленникова закончила позднее — экстерном), театр же был эвакуирован в Уфу. Артистов не хватало катастрофически, и это позволило молодой певице выступить в течение одного сезона в шести центральных ролях. Она замечала, как тянутся люди к искусству в такие тяжелые времена, как важно для них видеть и слышать нечто прекрасное.
В 1943 году, при возвращении в Киев, Масленникова проездом оказалась в Москве. Ей хотелось увидеть Большой театр, но здание было повреждено во время бомбежки, большая часть труппы находилась в эвакуации в Куйбышеве, а спектакли с участием немногих оставшихся в столице исполнителей шли в филиале. Певица посетила один из этих спектаклей, а на следующий день совершила поистине отчаянный поступок: явилась к директору и прямо заявила, что желает петь в Большом театре. Дирижер Самуил Абрамович Самосуд, присутствовавший при этом, назначил ей прослушивание, после которого певица была принята в театр и сразу же введена в спектакль «Риголетто» на роль Джильды.
Так в 1943 году состоялся дебют Масленниковой в Большом театре. Он оказался успешным, и ей стали давать новые партии: Антонида, Снегурочка и другие. За годы работы в Большом театре Ирина Ивановна исполнила более двух десятков партий. К каждой она подходила очень серьезно, стремясь к максимальной достоверности. Например, работая над заглавной партией в «Лакме» Лео Делиба, певица изучала жизнь и быт Индии — как одеваются индийские женщины, какие у них прически и даже особенности походки. Каждая героиня, воплощаемая ею, была поистине «живым человеком» — будь то кокетливая Церлина в моцартовском «Дон-Жуане» или своенравная, эгоистичная Зофья в «Гальке» Станислава Монюшко. Но не только шедевры прошлого воплощала на сцене Масленникова — в ее репертуар входили и новые произведения. Например, певица исполняла партию Дуни в опере Михаила Ивановича Красева «Морозко», впервые представленной в 1950 году.
Масленникову знала не только отечественная публика. В 1947 году она удостоилась первой премии на Фестивале молодежи и студентов, который проходил в Праге, а в1950 году пела Антониду во время гастролей в Болгарии.
Супругом Ирины Ивановны стал Сергей Яковлевич Лемешев, с которым она познакомилась в Большом театре. Их дочь Мария впоследствии тоже стала оперной певицей. После расставания с Лемешевым Масленникова стала женой другого выдающегося деятеля Большого театра — режиссера Бориса Александровича Покровского. Вместе с ним она работала над созданием Камерного театра, ныне носящего имя Покровского. Она разделяла творческие принципы Бориса Александровича: никакого «бессмысленного» звука, всё должно быть подчинено драматургическим задачам. Покровский был сторонником исполнения опер в переводе, и в этом Масленникова тоже помогала ему — она перевела на русский язык немало оперных либретто, первым из которых стало либретто «Давайте ставить оперу» Бенджамина Бриттена.
Относясь к созданию сценических образов очень серьезно и ответственно, Масленникова считала, что певица почтенного возраста не должна выходить на сцену в образе юной девушки — а именно таково подавляющее большинство сопрановых партий, поэтому в 1960 году она приняла решение оставить сцену. Ирина Александровна посвятила себя педагогической деятельности, которую начала еще в 1956 году в ГИТИСе. С 1974 года она преподавала в консерватории в Москве, а с 2002 года работала с молодыми певцами в Центре оперного пения Галины Вишневской.
Многие явления вызывали тревогу у певицы в последние годы. Ирина Ивановна с сожалением замечала, что в консерватории студентов-вокалистов больше не учат актерскому мастерству, что в Большом театре не стало стажерской группы, прежде готовившей кадры для театра, что ставка делается во многом на приглашенных иностранных певцов, которые в большинстве своем ничуть не лучше отечественных. Но больше всего сомнений вызывали у Масленниковой работы некоторых современных режиссеров, которые певица оценивала как «с претензией на оригинальность, но по сути пустые и далекие от существа произведений».
Ирина Масленникова ушла из жизни в 2013 году.
Творчество Ирины Масленниковой
Ирина Ивановна Масленникова — одна из первых молодых певиц, появившихся в Большом театре в сороковые годы. Небольшой, но ясный и свежий голос (лирико-колоратурное сопрано), высокая исполнительская и общая культура, естественность и правдивость создаваемых ею образов, прекрасные внешние данные — все это помогло И. Масленниковой стать одной из ведущих артисток театра. Ее быстрый рост оказался естественным следствием большого таланта и неуклонной работы над собой в условиях дружеской взаимопомощи, поддержки со стороны коллектива передового советского театра.
Ирина Масленникова росла в Киеве, в скромной трудовой семье; ее отец был учителем, мать — конторской служащей. С детства будущая артистка проявляла большую музыкальность,— училась играть на фортепиано, участвовала в самодеятельных хоровых кружках. Окончив школу-десятилетку, она уже знала, что цель ее жизни — пение, музыка, артистическая деятельность. Талантливость, врожденная музыкальность и хорошие вокальные данные уже тогда стали подсказывать юной певице, что именно здесь ее настоящий путь. В Киевском музыкальном училище Ирина Масленникова занималась одновременно на двух факультетах — фортепианном и вокальном. Ее первым учителем пения был Ф. Н. Паляев.
В 1938 году И. Масленникова поступила в Киевскую консерваторию — сначала также по двум классам, но вскоре решила оставить фортепианный факультет и целиком посвятить себя пению. Годы занятий в консерватории ли годами напряженного труда, больших радостей и волнений, годами первых творческих успехов. Помимо занятий пением с профессором Тессейр и учения других музыкальных дисциплин, юная певица работала, то участия в оперном хоре, то аккомпанируя вокалистам. К этому же времени относится и первые ее сценические выступления в оперных спектаклях консерваторской студии. Успешное исполнение партий Сюзанны в опере Моцарта «Свадьба Фигаро» и Церлины в опере Обера «Фра-Диаволо» выявило уже тогда первоклассные вокальные и сценические данные Ирины Масленниковой.
Студенткой третьего курса консерватории она была принята в качестве стажерки в Киевский театр оперы и балета. Это было в апреле 1941 года, через два месяца началась война. Прервав учебу в консерватории, Ирина Масленникова эвакуировалась с театром в Уфу, где началась ее настоящая артистическая деятельность, подготовившая певицу ко вступлению в лучший оперный театр Советского Союза. В апреле 1943 года Ирина Масленникова приехала в Москву и была принята в находившийся тогда в столице Филиал Большого театра СССР.
Свежесть и обаяние ее голоса, достаточно зрелое техническое мастерство, большая музыкальная культура, простота и скромность молодой артистки покорили слушателей уже в первых, противоположных по характеру, ролях, с которыми она выступила на сцене Филиала. Это были — Джильда в опере Верди «Риголетто» и Розина в опере Россини «Севильский цирюльник».
Способность перевоплощаться, правдиво передавать самую глубину переживаний изображаемого лица ясно обозначилась уже в этих первых лях Ирины Масленниковой. Простодушная, нежная и наивная дочь шута Риголетто, поднимающаяся до больших трагических переживаний женщины, обманутой в своем глубоком, искреннем чувстве, Джильда — Ирина Масленникова производила неизгладимое впечатление.
Ярким контрастом ей была роль живой, капризной и пылкой Розины, горячим увлечением борющейся за свое счастье; Розина — И. Масленникова вся искрилась задором и лукавством. В обеих этих партиях молодая вица показала превосходное владение голосом: легкую, подвижную технику, безупречную чистоту интонации, красоту и мягкость тембра.
Первые успехи
Летом 1943 года И. Масленникова поехала в Свердловск, где находись в то время эвакуированная Киевская консерватория, и сдала экстерном государственные экзамены, получив диплом с отличием. Тем же летом Москву возвратилась труппа Большого театра, и началась подготовка к открытию сезона на основной сцене. Ирине Масленниковой была поручена партия Снегурочки в возобновляемой постановке одноименной гениальной оперы Римского-Корсакова. С увлечением принялась артистка за работу. Много занималась сама, консультировалась у В. В. Барсовой и Е. К. Катульской. Осенью состоялась премьера. Это был первый большой художественный успех артистки, тем более значительный и ценный, что партия Снегурочки — одна из самых трудных в мировой оперной литературе. «Пожалуй, больше всего я люблю петь партию Снегурочки,— говорит И. Масленникова.— Чистота, свежесть и поэтичность этого образа, созданного Римским-Корсаковым, вечно будет пленять исполнителя и слушателей».
Художественная чуткость подсказала артистке единственно правильный путь: до конца прочувствовать музыку и следовать за воплощенными в ней тончайшими душевными переживаниями Снегурочки. И как постепенно раскрывается, изменяясь, музыкальный образ Снегурочки, так же постепенно расцветала, преображаясь от сцены к сцене, И. Масленникова. Простота и естественность ее пения и сценического исполнения помогли ей тонко, правдиво, музыкально и психологически оправданно показать превращение детски чистой и холодной дочери Весны и Мороза во взрослую девушку, сердце которой впервые забилось горячей человеческой любовью.
Партия Снегурочки была новой ступенью в артистическом росте Ирины Масленниковой. Она знаменовала начало ее творческого расцвета. В течение последующих лет в репертуар ее вошли почти все основные партии лирико- колоратурного сопрано в операх, идущих на сценах Большого театра и его филиала. Одним из наиболее интересных и выразительных образов, созданных Ириной Масленниковой, можно считать образ Джульетты в опере Гуно «Ромео и Джульетта». Бессмертная шекспировская трагедия требует от исполнителя настоящего таланта драматического актера. И в этом смысле Ирина Масленникова достигла многого, показав себя артисткой, способной глубоко почувствовать и передать обаяние шекспировской Джульетты. Превосходно владея вокальной партией, певица сумела вникнуть в душевный мир Джульетты и раскрыть динамику образа. Как некогда в роли Джильды, И. Масленникова показала и здесь постепенное превращение своей героини из шаловливой девочки в самоотверженную, героическую в своей любви женщину. Особенно запоминаются сцена на балконе, когда Джульетта — И. Масленникова говорит Ромео о своей любви, и дуэт с патером Лораном из предпоследней картины (в спальне Джульетты). Речь Лорана, описывающего ужасные ощущения после принятия снотворного напитка, мелодраматически насыщена до предела. Слушая его, Джульетта — И. Масленникова застывает, цепенеет от ужаса. Ее скорбное, бледное лицо выражает неподдельное отчаяние, но в крепко сжатых губах, в остановившемся взгляде уже чувствуется зарождение той внутренней силы, которая заставит ее через несколько минут протянуть руку к флакону и бесстрашно поднести его к губам.
Ту же драматическую сторону своего дарования развивала И. Масленникова, работая над образом Лакмэ в одноименной опере Делиба (постановка 1950 г.). Ирина Масленникова не следует установившейся традиции рисовать Лакмэ условно-экзотической красавицей, неизвестно какой национальной принадлежности («восток вообще»). Чтобы сжиться с образом Лакмэ, понять ее психологию, артистка стремилась лучше ознакомиться с настоящим бытом Индии, с той реальной, конкретной обстановкой, которая окружает героиню оперы. Ирина Масленникова занялась серьезным изучением костюмов, причесок, обычаев индусских женщин, стараясь с возможной точностью передать их в своей одежде, походке, жестах. Правдивость внешнего облика артистка сочетала с большой психологической глубиной в раскрытии душевного мира Лакмэ. Результатом явился своеобразный, очень содержательный и поэтический образ индусской девушки. Артистка подчеркивает в образе Лакмэ ее душевную силу и стойкость. Переживая тяжелый конфликт между любовью к англичанину Джеральду и своим патриотическим долгом, она пытается примирить эти непримиримые чувства, хочет верить, что Джеральд не будет бороться против ее народа. Трагическое «прозрение» вызывает единственный, неизбежный выход — и это исключительно ярко, правдиво и с подкупающей простотой показывает Ирина Масленникова. В трогательной сцене смерти Лакмэ артистка еще раз раскрывает душевное благородство и мужество простой индусской девушки. Не хуже, чем драматические, удаются И. Масленниковой характерные, жанровые партии. Верно и тонко обрисовывает она избалованную польскую панночку Зофью, невесту Януша, в опере Монюшко «Галька». Артистка подчеркивает высокомерие, своенравие и эгоизм Зофъи, в противоположность искренним страданиям покинутой Янушем Гальки.
В роли Церлины
Весела и изящна юная испанская крестьянка Церлина в опере Моцарта «Дон Жуан». Ирина Масленникова оттеняет присущее Церлине сочетание лукавого кокетства и мягкого обаяния. Очаровательно исполняет она арию Церлины «Ах, прибей меня, Мазетто, успокой свое сердечко», когда плутовка постепенно смягчает разгневанного жениха, обезоруживая его своей покорностью и мнимым раскаянием. Свежий, звонкий голос артистки становится при этом покорным, нежным и вкрадчивым, на лице написано совершенно детское огорчение; но, чувствуя как постепенно тает сердце Мазетто, Церлина — И. Масленникова воодушевляется, глаза ее загораются задорным огоньком, и к концу арии она уже готова пуститься в пляс от радости, убедившись, что гнев жениха бессилен перед ее чарами...
Но особенно любит И. Масленникова свои партии в русских классических операх. После Снегурочки больше всего дороги ей оперы Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин», в которых артистка исполняет партии Людмилы и Антониды. Образы этих искренних, верно любящих, стойко и мужественно переносящих испытания, русских девушек глубоко прочувствованы И. Масленниковой. Особенно удается ей Антонида, дочь Ивана Сусанина. И. Масленникова умело находит гармонию между лирическими переживаниями Антониды и бытовыми чертами, рисующими эту простую русскую крестьянку, скромную и трудолюбивую.
Когда она появляется на крыльце отцовского дома и, задумчиво всматриваясь вдаль, начинает петь свою протяжную каватину (первое действие), чувствуется, что артистка совершенно забыла о зрителе, о сцене,— так естественно, просто живет она в образе Антониды. В ней нет ни нарочитой «игры», ни, наоборот, скованных движений певицы, занятой исполнением трудной арии. Все мизансцены ясны, просты и четки. Вот она спустилась по ступеням, прислонилась к стене, запела. И. Масленникова поет здесь от всей души, как действительно поют крестьянские девушки, в протяжной, безбрежной народной песне изливающие свои думы, свою тоску о милом, свои мечты о счастье... Прощание Антониды с отцом, которого уводят враги (третье действие),— один из самых захватывающих моментов оперы, очень талантливо исполняемый И. Масленниковой. Горе девушки, отчаянная, безнадежная попытка вырвать отца из рук врагов, остановить, не пустить его — все это она исполняет правдиво и безыскусственно. Особенно сильный момент — при появлении девушек-подруг, идущих поздравлять невесту. Антонида — И. Масленникова в это время сидит на скамье, совершенно онемевшая, обессилевшая от горя и скорби; остановившимися, невидящими глазами, с выражением бесконечного отчаяния, смотрит она вдаль, в пространство, — и как рыдание, как жалоба, вырывающаяся из самой глубины души, звучит ее нежный, мягкий голос со словами: Не о том скорблю, подруженьки...
С большой теплотой и задушевностью исполняет И. Масленникова партию Дуни в детской опере М. Красева «Морозко». Ее Дуня — юное, кроткое существо, еще почти ребенок, горько, несправедливо обиженный злой мачехой. Трудолюбивая, ласковая, веселая — такой оказывается Дуня в своих встречах с дедом Морозом и лесными зверюшками. Трогательно жалуется она на свою судьбу (ариозо во второй картине, обращение к Морозу в их первом дуэте) и радостно водит хоровод с зайчиками. Художественная чуткость, никогда не покидающая И. Масленникову, подсказала ей изумительную детскую непосредственность при исполнении этой роли в детском спектакле. В своих неоднократных концертных выступлениях в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и других городах артистка показала большое исполнительское мастерство. Программы ее выступлений обычно очень содержательны. В них входят произведения русских и западных классиков и советских композиторов, артистка справляется с разнообразными трудностями трактовки и технических особенностей каждого произведения.
Ирину Масленникову знают и за пределами Советского Союза. В 1947 году она принимала участие в конкурсе вокалистов на Международном фестивале демократической молодежи в Праге и была удостоена первой премии. В том же году молодая певица с успехом концертировала в городах Германии и Польши, а в 1950 году побывала в гастрольной поездке в Болгарии, где выступала в концертах и в оперном спектакле «Иван Сусанин» Глинки (в Софийском театре оперы и балета).
В дни 175-летия Большого театра И. И. Масленниковой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.