Академизм в балете
1) Тип иск-ва, создаваемого в академиях (театрального, музыкального, изобразительного иск-в и др.). Исторически возникает в разные эпохи под влиянием деятельности академий. Академии — это учреждения (б. ч. государственные), призванные хранить и развивать высшие, наиболее совершенные традиции и образцы иск-ва, выводя из них критерии и нормы художеств. творчества и создавая на этой основе художеств. школу. Академический — значит образцовый, наиболее совершенный.
В балете значение академий имеют лучшие, образцовые т-ры (императорские т-ры — в дореволюц. России, гос. академич. т-ры — в сов. художеств. культуре), их высшие достижения составляют основу школы хореографич. иск-ва. В академиях происходит академизация (превращение в норму, образец и основу художеств, школы) к.-л. совр. конкретно-историч. направления. Так, в исторически первой Болонской академии живописи (16 в.) академизировалось иск-во высокого Возрождения, в художеств, академиях и придворных т-рах 17 — 18 вв. — иск-во классицизма, в императорских т-рах и хореографич. школах 19 в. — романтизма, в наши дни — реализма. Академизация содержит в себе опасность (нередко реализующуюся в практике) отрыва иск-ва от современности, односторонней ориентации на существующие образцы, механич. повторения ранее созданного. Поэтому академии могли играть в истории иск-ва не только прогрессивную, но и консервативную роль.
Так, Российская Академия художеств, имевшая в 18 — нач. 19 вв. большое прогрессивное значение, в сер. 19 в. стала оплотом отжившего эпигонского классицизма, тормозом развития передового иск-ва, что вызывало резкую критику со стороны противостоявших ей передвижников и всех защитников совр. реализма. Не избежали этой участи и рус. императорские т-ры 2-й пол. 19 в., в т. ч. оперно-балетные. В них господствовали вкусы придворно-аристократич. среды, проявлялись тенденции к развлекательности и пышной зрелищности, рутина и штампы, отсутствовал интерес к проблемам совр. общественной жизни.
Всё это наложило отпечаток на развитие балета того времени, породило его ограниченные стороны и негативные тенденции и критику их со стороны деятелей передовой рус. культуры (Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.). Однако творчество выдающихся балетм. А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова и др. не сводится к этим ограниченным сторонам и негативным тенденциям, последние не составляют его сущности. Развив и подняв на новый уровень романтич. иск-во, эти балетмейстеры создали высокие художеств, образцы, сыгравшие в развитии балетного т-ра прогрессивную, исторически непреходящую роль.
2) Конкретно-историч. направление в балетном т-ре 19 в., проявившееся преим. во Франции и России. Уже в 1-й пол. и сер. 19 в. в работах франц. балетм. Ж. Мазилье, Л. Петипа, А. Сен-Леона наметилась стабилизация крупных танц. форм (grand pas, pas d’action), их элементов (adagio, вариации, coda) и совершенствование каждого из них, причём сольный танец преобладал над ансамблевым. В дивертисмент, к-рый занимал в этих балетах большое место, Сен-Леон часто вводил характерный танец. В балетах комп. А. Адана, Л. Делиба и др. предвосхищалось художеств, сближение муз. и танц. форм.
В условиях упадка франц. балета А. со 2-й пол. 19 в. сосредоточился в России, где к тому времени в Петербурге и Москве сложились высококвалифицированные труппы. Здесь работали представители романтизма Ф. Тальони и Ж. Перро, идеи к-рых развили и академизировали Сен-Леон и особенно М. И. Петипа. В его постановках «Дочь фараона» (1862), «Корсар» (1863), «Царь Кандавл» (1868), «Дон Кихот» (1869) и др. возросла роль ансамблевого танца и в дивертисменте стала ощутима пластико-тематич. взаимосвязь солистов, ансамблей и кордебалета. При этом преобладал женский танец. Важнейшим художеств, средством балета становилось взаимодействие пластич. мотивов, развиваемых в разных частях полифонич. структуры. Ярчайший образец — сцена теней в «Баядерке» (1877).
В этом же направлении работал М. И. Петипа, редактируя кордебалетные сцены «Жизели». Используя накопившуюся танц. лексику, он усложнил танц. формы, соединяя действенные и дивертисментные элементы (см. Дивертисмент) в единые по содержанию картины (основой для них служили группы пластич. лейттем), и симфонизировал танец. Сначала Петипа ставил балеты Ч. Пуньи, Л. Минкуса и др., музыка к-рых не выходила за пределы аккомпанемента к танцу. Ощущение больших возможностей единства музыки и танца привело Петипа к сотрудничеству с П. И. Чайковским, понимавшим, что реформа балетной музыки, обогащение её достижениями совр. симфонизма могли осуществиться лишь одновременно с хореографич. реформой. В «Спящей красавице» (1890) и «Раймонде» (1898) Петипа, в «Щелкунчике» (1892) Иванова, а также в осуществлённой ими совм. постановке «Лебединого озера» (1895) созданы большие картины музыкально-танцевального действия, разработаны его осн. формы, обогащены выразительные средства хореографии.
Развитие танц. лексики опиралось также на выдающиеся достижения виртуозной итал. школы, виднейшие представители к-рой П. Леньяни, К. Брианца, Э. Чеккетти и др. работали в Петербурге. Обобщая и развивая достижения романтич. балета, Петипа и Иванов значительно углубили содержательность танца. Вторая картина в «Лебедином озере», сцена с нереидами в «Спящей красавице» своей психологич. насыщенностью и эмоциональной глубиной продемонстрировали возможность балета реалистически отражать действительность в формах феерии и сказки. На основе достижений балетмейстеров, стоявших на позициях А., была развита хореографич. школа, давшая замечательных исполнителей и получившая признание во всём мире. Эти достижения явились одной из главных традиций для сов. иск-ва.
Литература: Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л. — М., 1963; Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи, [Л., 1971]; Ванслов В. В., Проблемы социалистического реализма и творческая деятельность Академии художеств СССР, в его кн.: Изобразительное искусство и проблемы эстетики, Л., 1975; Legal N. The story of the Russian school, L., 1932; Benois A., Reminiscences of the Russian ballet, L., [1947].
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.