Кабардино-Балкарская музыка
Несмотря на языковое различие, музыкальная культура кабардинцев и балкарцев имеет много сходных черт, связанных с единством территории, экономики, культуры и быта. В основе К.-Б.м. — диатонич. натуральные лады, преобладает синкопированная ритмика. Нар. муз. инструменты кабардинцев и балкарцев также в основном тождественны. Среди них: струнные — шыкэ-пшынэ, жия-кобуз (смычковые); пшынэ-дыкуакуэ, кынгыр-кобуз (тип арфы), апэ-пшынэ, кыл-кобуз (щипковые); духовые — накырэ, сырына (тип зурны), бжэмий, сыбызгы (тип флейты); ударные — пхачыч, карс (хлопушка), барабан; язычковые — пшынэ, диатоническая гармоника.
Кабардинцы и балкарцы славятся своими танцами. У кабардинцев бытуют парный плавный, лирич. склада танец кафа, лирич. парный удж, быстрый, энергичный и темпераментный исламей. Балкарские танцы — парный танец лирич. склада тюз-тепсеу, быстрый массовый круговой тёгерек-тепсеу, массовый лирич. танец абзех. В танц. музыке у кабардинцев и балкарцев преобладают размеры: 2/4, 4/4, 6/8. При размерах 4/4 и 2/4 встречается много триолей.
Среди видных нар. музыкантов и нар. певцов-сказителей -Султан-Бек Абаев, Кязим Мечиев, Бекмурза Пачев, Килчука Сижажев и др. Богатство нар. К.-Б. м. неоднократно привлекало внимание рус. и сов. композиторов. М. А. Балакирев создал фантазию для фп. «Исламей», С. И. Танеев записал ряд нар. каб.-балк. песен, С. С. Прокофьев написал 2-й струн. квартет на каб.-балк. нар. темы, Н. Я. Мясковский использовал в 23-й симфонии каб.-балк. мелодии, Н. И. Пейко создал «Праздничную увертюру» на кабардинские темы. На каб.-балк. темы написали произв. Л. К. Книппер, С. H. Ряузов, В. И. Мурадели, А. В. Вишкарёв, A. А. Крейн, А. Н. Александров, В. В. Нечаев, И. К. Шапошников и др.
Проф. музыка в Кабардино-Балкарии возникла после Великой Oкт. социалистич. революции. В её создании, а также в воспитании нац. муз. кадров видную роль сыграли рус. музыканты, муз. уч. заведения Москвы, Саратова, Тбилиси и особенно Ленинграда. В Ленингр. консерватории была организована Кабардинская студия (1946), где получили муз. образование первые проф. музыканты Каб.-Балк. АССР. Интенсивно развиваются все жанры К.-Б. м. Содействовал развитию муз. культуры республики А. М. Авраамов — один из зачинателей каб.-балк. проф. музыки. Им написаны кантата «Народное счастье» (1936), «Кабардинские симфонические танцы» (1936), 2 фантазии на кабардинские темы для симф. оркестра, увертюра «Аул Батыр» (1940), хор. произв., песни и др. Значительный вклад в развитие национальной музыкальной культуры внёс Т. К. Шейблер — автор симфонической картины «Мадина» (1950), рапсодии-фантазии для фп. с оркестром на кабардинские темы (1951), оперы-балета «Нарты» (1957, Большой т-р). Созданы нац. муз.-сценич. произв.: опера «Мадина» Балова и Карданова (1970, Муз. т-р, Нальчик), балет «Легенда гор» Молова (1971, там же). Кантатно-ораториальный жанр представлен вок.-симф. сюитой «Мы будем жить в коммунизме» (1963), «Реквиемом» (1965) Балова, ораториями «Песни моей Родины» Балова (1967), «Память сердца» Османова (1967), «Бессмертный Ленин» Карданова (1969); кантатами X. Я. Карданова, B. Л. Молова и др. Значит. развитие получил симф. жанр. В этой области активно работает M. P. Балов. Им написаны симф. сюиты «Кызбрун» (1959), «Канамат и Касболат» (1961), 5 симф. танцев (1961), симф. поэмы «Кабардино-Балкария» (1963), «В степи Донской» (1964), «Вечно живые» (1965), симф. картина «Аргуданское поле» (1961), «Сельская молодёжная сюита» (1966), «Молодёжная увертюра» (1965), симфониетта (1966), симф. поэма «Красные джигиты» (1971).
Ряд крупных произв. написал X. Я. Карданов: симф. картина «В краю родном» (1952), 3 симф. танца (1960), сюита «Балкарские напевы» (1960), Рапсодия для фп. с орк. (1961), симф. поэмы — «Долина счастья» (1961), «Пионерия» (1963), «Торжественная увертюра» (1965), Танц. сюита (1964), увертюра (1968), симф. поэма «Моя республика» (1971).
Известность получили в области крупных жанров сочинения: Н. С. Османова — Концертино для симф. оркестра (1966), «Симфоническая кафа» (1967), симфониетта (1968); В. Л. Молова — «Исламей» для симф. оркестра (1967), 3 симф. сюиты (1970–71); Д. К. Хаупа — 1-я симфония (1970), три симф. картины (1971), увертюра (1972) и др. Вклад в жанр песни внесли А. Г. Шахгал-дян, М. Ф. Балов, Н. С. Османов, X. Я. Карданов, В. Л. Молов, Д. К. Хаупа, Б. М. Пшеноков, М. Жеттеев, И. X. Шериева.
«Исламей» (старинный танец). Записан Т. К. Шейблером от Шаожева (село Лескен, 1939).
В 30-е и 40-е годы 20 в. широкую известность в республике получили нар. певцы и музыканты И. Кажаров, Б. Казиев, О. Отаров, Л. Алоев, А. Хавпачев, Б. Иванова, К. Каширгова, Л. Тешева и мн. др. Среди профессиональных музыкантов стали известными в 50-60-е гг.: певцы засл. арт. РСФСР И. X. Шериева, В. Т. Куашева, засл. арт. Каб.-Балк. АССР B. К. Кодзоков, X. М. Беппаев, Б. А. Кужев, C. Б. Боготыжева, Н. К. Гасташева, Т. X. Гергокова, Л. К. Кульбаева, засл. арт. Чечено-Ингуш. АССР А. М. Пачев; пианистки засл. арт. Каб.-Балк. АССР Е. X. Борсокова, М. Э. Кокова; хор. дирижёры засл. арт. РСФСР Б. Ж. Бленаова, Ю. М. Бецуев, М. М. Ку-ныжев; дирижёры X. Б. Афаунов, Ю. Ю. Алиев, Ю. X. Темирканов, И. Щербаков.
В Каб.-Балк. АССР работают (1974): Муз. т-р (с 1968), филармония (с 1943), симф. оркестр (с 1943), хор Каб.-Балк. радио и телевидения (с 1965), ансамбль нар. танца «Кабардинка» (с 1965), Муз. уч-ще (с 1956), Культ-просветучилище (с 1960), 13 детских муз. школ. В 1959 создано Каб.-Балк. отделение CК СССР.
Литература: Авраамов A., Музыка и танец Кабарды, «Народное творчество», 1937, No 6; Шейблер Т. К., Из истории развития кабардинской музыки в годы Советской власти, в кн.: «Ученые записки Кабардинского н.-и. ин-та», т. 4, Нальчик, 1948; его же, Кабардинский фольклор, «СМ», 1955, No 6; его же, Музыкальная культура Кабардино-Балкарской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Хавпачев X., Музыка Кабардино-Балкарии, Нальчик, 1963 (на каб. яз.).
Х. Х. Хавпачев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.