Киргизский балет

Киргизский балет

История не сохранила развитых форм киргизского народного танца, хотя в эпосе «Манас», легендах и сказаниях упоминаются старинные пляски «бий» и «шапартепмей». Совершенство пластики и движения, характерное для искусства манасчи и комузистов, проявлялось в их умении «разыграть» эпос в слове, музыке, жесте, а также в искусстве нар. комиков (эл куудулдары). Элементы, родственные танцам, содержатся в нар. играх «Кыз-оюн», «Жоолук», «Таштамай», «Ак-чолмок», «Жашынмак» и др.

После Великой Октябрьской революции начался процесс изучения нар. танцев. В 1926 во Фрунзе была организована кирг. музыкально-драматич. студия, реорганизованная в 1936 в Музыкально-драматич. театр. Здесь начала деятельность балетная труппа во главе с балетм. Н. С. Холфиным. На основе изучения нар. игр, бытовых обрядов, трудовых процессов, костюмов и музыки киргизов Холфин воссоздал нар. танцы в первой кирг. опере «Айчурек» Власова, Малдыбаева и Фере (1939).

Этот опыт был продолжен в танц. сценах опер «Токтогул» Веприка (1940), «Кокуль» Раухвергера (1942), «Манас» Власова, Малдыбаева и Фере (1946), в первом кирг. балете «Анар» Власова и Фере (1940). В основу сценария этого балета положен популярный в нац. фольклоре сюжет о всепобеждающей силе любви над патриархальными обычаями и неограниченной властью феодалов. Балет насыщен бытовыми сценами, ярким этнографич. материалом, живописными картинками нар. жизни.

Одновременно делались попытки освоения классич. наследия, были пост. балеты «Соперницы» («Тщетная предосторожность», 1939), «Коппелия» (1940). Уровень проф. мастерства труппы был ещё недостаточным, её состав формировался из участников самодеятельности, артисты не имели спец. подготовки, хотя мн. из них успешно выступали на проф. сцене (Д. Джабиева, А. Молдобаева, Г. Худайбергенова, Ю. Кулдарова, Ф. Тулина, А. Мамакеев и др.).

Становление кирг. проф. балетного искусства связано с созданием Киргизского театра оперы и балета (1942), в труппу которого вошли артисты, учившиеся в Ленингр. хореографич. училище (Д. Арсыгулова, Б. Бейшеналиева, Г. Даниярова, С. Кабеков, К. Мадемилова, Н. С. Тугелов и др.).

Этапной работой стал балет-сказка «Чолпон» М. Раухвергера (1944, балетм. Л. М. Крамаревский), в котором удалось соединить нац. элементы с классич. танцем. При возобновлении (1953, 1958) существо всех изменений определялось стремлением придать сказке реальные черты. В окончательном виде спектакль приобрёл композиционную стройность, чёткость социальных характеристик, нац. своеобразие. В 1960 «Чолпон» был экранизирован (под наз. «Чолпон — утренняя звезда», реж. Р. И. Тихомиров).

Были также пост. нац. балеты: «Весна в Ала-Тоо» Власова и Фере (1955, балетм. В. К. Литвиненко, Н. Тугелов), посв. борьбе за утверждение Сов. власти в Киргизии, «Куйручук» Молдобасанова и Окунева (1960, балетм. Тугелов; 2-я ред. 1965, балетм. Н. Авалиани) — о жизни популярного нар. комика Кудайбергена Омурзакова (Куйручука). В 40-50-е гг. труппа обратилась к пост. классич. и сов. балетов: «Лауренсия» (1941), «Раймонда» (1947), «Бахчисарайский фонтан» (1948), «Лебединое озеро» (1949), «Красный мак», «Эсмеральда» (оба — 1952), «Спящая красавица» (1956), «Ромео и Джульетта» (1962).

Велись поиски воплощения совр. темы в балете: «Селькинчек» Власова и Фере (1943, балетм. В. В. Козлов и Крамаревский), «Под небом Италии» Юровского (1954, балетм. И. Ковтунов), «Тропою грома» (1961, балетм. К. Мадемилова), «Барышня и хулиган» (1965, балетм. Абдужалилов). В кон. 60-70-х гг. были осуществлены спектакли на героич. тему: «Спартак» (1969); «Прометей» Аристакисяна (1971), «Бессмертие» Нурымова (1972, все — балетм. У. Сарбагишев), последний — о мужестве и величии деяний народа. Образ гл. героя балета навеян бессмертным подвигом Героя Сов. Союза Ч. Тулебердиева.

Подъёму нац. хореографии способствовало обращение композиторов и балетмейстеров к произв. Ч. Айтматова. Моральная чистота, ответственность за свои поступки стали главной темой сценич. воплощения балета Власова «Асель» (по повести «Тополёк мой в красной косынке», 1967, балетм. Сарбагишев). В балете-оратории Молдобасанова «Материнское поле» (по одноим. повести, 1975, балетм. Сарбагишев; Гос. пр. СССР, 1976) рассказывается о величии нравств. подвига сов. женщин в годы Великой Отечеств. войны. Это эпическое произв. сочетает звучание хора, вокализов, драматич. монологов с разл. хореографич. формами.

В истории кирг. балета большую роль сыграли балетмейстер засл. деят. искусств Кирг. и Туркм. ССР Холфин; артисты — нар. арт. СССР Б. Бейшеналиева, засл. арт. Кирг. ССР Д. Арсыгулова, Ч. Джаманова, С. Джокобаева, засл. деят. искусств Кирг. ССР К. Мадемилова и Н. Тугелов. В 1943 во Фрунзе основаны Музыкально-хореографич. училище им. М. Куренкеева и Ансамбль нар. танца Киргизии (гл. балетм. Мадемилова).

Литература: Брудный Д., Киргизский балетный театр, Фр., 1968; Абакиров А., Комаров А., Симфония гор, Фр., 1969; История киргизского искусства. Краткий очерк, Фр., 1971;Уразгильдеев Р. X., Бибисара Бейшеналиева, Фр., 1974.

Д. Л. Брудный
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Киргизская музыка

реклама

вам может быть интересно

Staccato, стаккaто Термины и понятия
Диатоника Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Иллюстрация музыкальная Термины и понятия
Еврейская музыка Национальные культуры
Йодль Музыкальные жанры
Меценат Термины и понятия
Танец модерн Балет и танец
Andante, анданте Термины и понятия
Опера спасения Термины и понятия
Темп Термины и понятия
Датская музыка Национальные культуры
Сен-Санс Камиль Биографии

Реклама