Луи Андриссен (голл. Louis Andriessen; 6 июня 1939 — 1 июля 2021) — голландский композитор, историк и теоретик музыки.
«Двадцатый век кишит изобретателями, но нашедших среди них немного», — сказал композитор и музыкальный критик Элмер Шёнбергер. К числу «нашедших», несомненно, можно отнести Луи Андриссена, которого по праву считают самым влиятельным музыкальным деятелем в Нидерландах и самым известным современным композитором-нидерландцем в мире.
Успех в профессии композитора — явление сравнительно редкое, и еще реже встречаются семьи, в которых несколько известных композиторов, но Луи Андриссен — выходец именно из такой семьи. Композиторами были его отец и дядя по отцовской линии, стали таковыми его сестра, брат и сам Луи. Он продолжил семейную традицию во всех смыслах — в Гаагской консерватории он был учеником собственного отца (другим его наставником был Кеес ван Барен), после ее окончания учился в Берлине и Милане у итальянского композитора Лючано Берио.
В начале творческого пути Луи Андриссен ориентировался на джаз и различные течения авангарда, но со временем он вырабатывает свой особый стиль. Его характерными чертами становятся необычные сочетания мелодических и ритмических средств, которые сами по себе могут выглядеть простыми и даже элементарными. Оркестровка Андриссена прозрачна, в ней отчетливо слышен каждый тембр. Традиционный симфонический оркестр его не привлекает, и произведений для такого состава у композитора очень немного. Сочетание инструментов в его сочинениях исключительно разнообразно. Например, произведение под названием «Цинковый сад» предназначено для альта и электроинструментов, «Дятел» — для ударных, Lacrimosa — для двух фаготов, а «Рабочий союз» — для… любых громких инструментов.
Композитор всегда был убежден, что нельзя ограничиваться оркестрами и струнными квартетами, что нужно как можно больше ансамблей разнообразного состава — и такие ансамбли стали возникать. Андриссен с гордостью замечает, что произошло это не без его участия — но поначалу его считали хулиганом… И иногда речь шла не о «музыкальном хулиганстве», а о самом настоящем — когда дело доходило до участия полиции. Так произошло в 1969 г. во время события, известного как «акция Щелкунчиков» — несколько десятков человек, приведенных Андриссеном на концерт известного нидерландского оркестра Консертгебау, устроили шумную акцию протеста, требуя пересмотра репертуара.
Впрочем, радикальные взгляды присущи композитору не только в области музыкального искусства. В конце семидесятых годов — на волне всеобщего увлечения «левыми» взглядами — он открыл для себя Карла Маркса. По его мнению, этот деятель — особенно в молодости — проявил литературный талант («неплохо писал»), а главное, марксизм показался ему авангардной теорией изменения мира, влияние которой еще не оценено до конца. Сам же Карл Маркс представляется ему не столько философом, сколько художником. К этому периоду относится сочинение Андриссена, получившее заглавие «Мавзолей». Как это ни парадоксально, посвящено оно политическому деятелю, который марксистом не был — Бакунину.
Это не единственный случай, когда источником вдохновения для Луи Андриссена становились политические идеи — можно назвать такие произведения, как «Государство» на текст Платона, «Государь» на текст Никколо Маккиавелли, оперу «Реконструкция» о Че Геваре. Впрочем, круг тем, привлекающих внимание композитора, весьма широк — от физики атома до кораблестроения, а вот такую традиционную тему, как смерть, он не считает достойной воплощения в музыкальном искусстве — композитор обещает «первым бросить камень» в коллегу, вздумавшего создать кантату об Анне Франк.
Трудно представить, что у такого ниспровергателя традиций может быть кумир, но таковой у Луи Андриссена есть — это Игорь Федорович Стравинский. Его влияние ощущается в музыке голландского композитора, о нем Андриссен написал две книги — «Часы Аполлона» (в соавторстве с Элмером Шёнбергером) и «Украденное время». «Ранние работы гения ни в чем не уступают поздним, — говорится в одной из них. — Пусть развиваются бедняги вроде Бетховена». Впрочем, неожиданные суждения о композиторах вообще в характере Андриссена — например, Густава Малера он считал оперным композитором и недоумевал, почему он не создал ни одной оперы.
Луи Андриссен родился в г. Утрехт (Нидерланды) в 1939 году в семье музыкантов. Его отец Хендрик и брат Юрриан также были известными композиторами. Луи обучался композиции у отца и у Кееса ван Баарена в Гаагской консерватории, а в 1962 — 1964 гг. продолжил занятия в Милане и Берлине с Лучано Берио. С 1974 года он совмещает творчество композитора и пианиста с преподавательской работой.
Начав свою композиторскую деятельность с сочинений в стиле джаза и авангарда, Андриссен довольно скоро эволюционировал в сторону использования простых, порой элементарных мелодических, гармонических и ритмических средств и абсолютно прозрачной инструментовки, в которой отчетливо слышен каждый тембр. Его музыка соединяет поступательную энергию, лаконизм выразительных средств и ясность музыкальной ткани, в которой превалируют пикантные, пряные созвучия деревянных и медных духовых, фортепиано или электрогитар.
Ныне Андриссен широко признан как ведущий современный композитор Нидерландов и один из ведущих и самых влиятельных в мире. Спектр источников вдохновения композитора весьма широк: от музыки Чарльза Айвза в Anachronie I, живописи Пита Мондриана в De Stijl, средневековых поэтических «видений» в Hadewijch — до работ по кораблестроению и теории атома в De Materie Part I. Один из его кумиров в музыке — Игорь Стравинский.
Андриссен смело берется за сложные креативные проекты, исследуя связь между музыкой и политикой в произведении De Staat («Государство», 1972 — 1976), природу времени и скорости в одноименных сочинениях (De Tijd, 1980 — 1981, и De Snelheid,1983), вопросы смерти и бренности всего земного в Trilogy of The Last Day («Трилогия последнего дня», 1996 — 1997).
Композиции Андриссена привлекают многих ведущих исполнителей современной музыки, включая два голландских ансамбля, названные по его произведениям: De Volharding и Hoketus. Среди других именитых исполнителей его музыки на родине — ансамбли ASKO | Schoenberg, Nieuw Amsterdams Peil, «Шёнберг-квартет», пианисты Герард Боухайс и Кеес ван Зиланд, дирижеры Рейнберт де Леу и Лукас Вис. Его сочинения исполняют симфонический оркестр Сан-Франциско, Лос-Анджелесский филармонический, симфонический оркестр BBC, «Кронос-квартет», Лондонская симфониетта, ансамбли Ensemble Modern, MusikFabrik, Icebreaker и Bang on a Can All Stars. Многие из этих коллективов заказывали сочинения Андриссену.
Творчество композитора в других областях искусства включает серию танцевальных проектов, полномасштабную постановку De Materie для Нидерландской оперы (режиссер Роберт Уилсон), три совместные работы с Питером Гринуэем — фильм M is for Man, Music, Mozart («Человек, Музыка, Моцарт начинаются с М») и спектакли в Нидерландской опере: ROSA Death of a Composer («Смерть композитора: Роза», 1994) и Writing to Vermeer («Послание к Вермееру», 1999). В сотрудничестве с режиссером Хэлом Хартли он создает спектакль The New Math(s) («Новая математика», 2000) и La Commedia, оперную постановку по Данте для Нидерландской оперы, премьера которой состоялась на Holland Festival в 2008. На лейбле Nonesuch Records вышла серия записей Андриссена, среди которых полный вариант De Materie, ROSA Death of a Composer и Writing to Vermeer.
Среди недавних проектов Андриссена, в частности, музыкально-театральная композиция Anaïs Nin для певицы Кристины Заваллони и 8 музыкантов; ее премьера состоялась в 2010 году, затем вышли DVD и CD в записи ансамбля Nieuw Amsterdams Peil и Лондонской симфониетты. Еще один проект последних лет — La Girò для скрипачки Моники Жермино и большого ансамбля (премьера на фестивале MITO SettembreMusica в Италии в 2011 году). В сезоне 2013/14 запланированы премьеры сочинений Mysteriën для Королевского оркестра Консертгебау под руководством Мариса Янсонса и Tapdance для ударных и большого ансамбля с известным шотландским перкуссионистом Колином Карри в серии субботних утренних концертов в Амстердаме.
Луи Андриссен — обладатель престижной премии Гравемайера (присуждаемой за выдающиеся достижения в области сочинения академической музыки) за оперу La Commedia, релиз которой выпущен на лейбле Nonesuch recording осенью 2013 года.
Луи Андриссен скончался 1 июля 2021 года.